Чтобы не развивать бренд с нуля и использовать уже отлаженные процессы, можно открыть бизнес по франшизе. С помощью эксперта СберБизнеса по франчайзингу Вадима объясняем, как работает эта модель, какие минусы у неё есть и что важно при выборе бренда.
Франшиза — разрешение вести бизнес от лица другого бренда и использовать его наработки: имя и дизайн, технологии производства, корпоративные стандарты, права на патенты и изобретения.
На практике это значит, что уже существующая компания берёт под крыло предпринимателя и разрешает ему вести бизнес от лица торговой марки. Продавца франшизы называют «франчайзер», покупателя — «франчайзи», а такую модель бизнеса в целом — «франчайзингом».
При покупке и запуске франшизы франчайзи платит бренду паушальный взнос. А начав работать, отчисляет роялти — ежемесячный фиксированный платёж или процент от оборота точки.
Представьте, что вы машинист поезда, вставшего на рельсы. Вы едете плавно и быстро, но с рельсов не свернуть, если захочется. Даже если вы знаете, что направо океан и Мальдивы. Можно, конечно, самому рвануть на Мальдивы, но кто тогда будет вести поезд?
Вот так и с франшизой: вы получаете ресурсы, но подчиняетесь общему курсу и большую часть работы делаете самостоятельно.
Меньше рисков
Владелец бренда уже совершил массу ошибок, которые поможет не совершить вам. Франшиза снимает много простых, но специфичных вопросов: какой режим налогообложения выбрать, где арендовать помещение, как вести учёт внутри компании, каким поставщикам можно доверять и проч.
Основные сложности и причины неудач у магазинов на Wildberries — это неумение рассчитать экономическую выгоду от реализации товара, незнание товарных сегментаций, стратегии продвижения и самопрезентации магазина, неправильная упаковка и маркировка товара, неправильное объединение или его отсутствие карточек товара в магазине. Но мы помогаем решать проблемы, сопровождаем предпринимателя от самого начала до первой выручки. Наши франчайзи получают обучающий блог по продажам на Wildberries, помощь с выбором товаров, а после того, как партнёр пройдёт курс, сопровождаем его по всем рабочим вопросам.
Экономия на первичных тратах
В среднем, вы сэкономите 20% на оборудовании и других обязательных расходах: купите только нужное и дешевле, сразу наймёте подходящий персонал и получите клиентов с меньшей для вас стоимостью привлечения.
Лояльные клиенты
В торговых франшизах бренд очень важен: он привлекает посетителей, выступает гарантом определённого качества.
Выплаты бренду
Паушальный взнос и роялти — это расходы, которые при открытии собственного бизнеса не возникают. Уже на этапе выбора франшизы желательно хорошо понимать, за что бренд получит эти деньги, какую поддержку он будет вам оказывать.
Зависимое положение
Например, вы не сможете самостоятельно разработать или повлиять на маркетинговую стратегию, даже если лучше знаете специфику своего товара.
Карточки с товарами нужно заполнять точно как указано в требованиях. Дополнительные теги по своему желанию поставить не получится. Индексация поиска уже настроена, изменить её франчайзи не может.
Это не лёгкие деньги и не пассивный доход
Франшиза — полноценный бизнес, который нужно развивать, и бренд не будет делать это за вас. Основная причина закрытия интернет-магазинов — человеческий фактор. Кто-то не справляется с персоналом, кто-то через неделю после открытия бизнеса уезжает отдыхать, оставив всё на откуп администратору или родственнику. Кто-то не соблюдает требования франшизы, потому что думает, что знает лучше, что делать.
Покупая готовую модель, убедитесь, что она рабочая, — проверьте франшизу до подписания договора. Вот на что обращать внимание.
На набивание шишек уходит время, поэтому чем старше франшиза, тем большее количество проблем она успела решить. А значит, сможет уберечь от них франчайзи.
Хорошо, если бренд работает на рынке хотя бы 2-3 года. Отлично, если у него при этом есть зарегистрированный в Роспатенте товарный знак. Регистрация — длительный процесс, значит, опыт работы реальный, а бренд как таковой действительно существует.
Также хороший показатель — появление новых партнёров и низкий процент закрывшихся магазинов. Но если владелец франшизы утверждает, что ни один из пришедших к нему партнёров не закрыл свой сайт, это немного странно и стоит проверить информацию — в любом бизнесе есть неудачи.
Учитывайте, что чем старше и известнее компания, тем выше обычно порог входа. Потребуется больше вложений, и к самому франчайзи у бренда тоже будет больше требований: может быть важен опыт в отрасли, стартовый капитал, наличие связей и базы поставщиков и т. п.
Есть два вида отчислений франчайзеру: паушальный взнос и роялти. Паушальный взнос выплачивается разово на старте — это порог входа и плата за ресурсы и экспертизу, которыми поделится бренд. Роялти — регулярные платежи, чаще всего ежемесячный процент от оборота точки.
Также бренд может обязать вас закупать определённый объём товара, программное обеспечение или оборудование только у него, если это предусмотрено договором. Или брать дополнительные взносы на рекламу федерального уровня.
Основной принцип такой: честному франчайзеру выгодно, чтобы сайты интернет-магазина окупались и хорошо работали, ведь чем выше оборот, тем больше роялти. Грабить франчайзи на старте он не будет — некоторые бренды вообще не берут паушальный взнос или легко соглашаются на рассрочку.
Если бренд требует крупный паушальный взнос просто за логотип, а о роялти и поддержке на старте не идёт и речи, вероятно, на вас хотят заработать здесь и сейчас, а дальше пустить в свободное плавание.
Финансовые модели франшиз всегда построены на лучших точках и позитивных ощущениях франчайзера. Советуем сверять обещанную прибыль, сроки окупаемости и другие параметры с реальной картиной.
Как это можно сделать:
а) На этапе подписания соглашения о намерениях попросите у франчайзера доступ к CRM-системе и отчётам о продажах. Если всё честно, такая просьба не вызовет вопросов и вам предоставят данные.
б) Возьмите у франчайзера контакты уже открытых франшиз и собственных сайтов магазина бренда. Пообщайтесь с владельцами, узнайте реальные окупаемость, посещаемость и средний чек. Познакомьтесь с процессами изнутри.
в) Самостоятельно оцените потенциал будущего интернет-магазина. Проведите сегментацию рынка, выделите количество человек, которые относятся к вашей целевой аудитории (возраст, пол, социальное положение, род занятий), и сколько процентов из них могут стать вашими клиентами за месяц. Для прогноза трафика нужно знать:
Обычно для правильных расчётов привлекают SEO-специалистов.
А ещё в e-commerce есть периоды подъёма и спада спроса. Новогодние игрушки, зонты, мангалы — это сезонные товары, для которых естественно изменение спроса.
Опытный и ответственный франчайзер поддерживает на старте — именно за это вы платите паушальный взнос — и всячески помогает развиваться после запуска.
С чем может помочь франчайзер:
Уточните, что из этого перечня вам обещают, и узнайте у уже работающих франчайзи, так ли было у них.
В российском законодательстве нет понятия «франшиза», есть «договор коммерческой концессии». В 30% случаев стороны заключают именно такой договор. Иногда стороны заключают комплексный лицензионный договор, по которому франчайзер передаёт права использования результатов интеллектуальной деятельности. В остальных — или договор поставки, или договор об оказании услуг.
Вне зависимости от типа договора там должны быть прописаны:
Плохая формулировка — бренд «оказывает консультационные услуги». Важна конкретика, вы должны понимать, где начинается и заканчивается ваша зона ответственности. Например, имеете ли вы право запустить свой таргетинг. Можете ли после согласования с управляющей компанией расширить ассортимент, или это запрещено.
В случае досрочного прекращения сотрудничества важно расторгнуть договор максимально быстро.