Хранение товаров и логистика в интернет-магазине: как организовать

Интернет-магазин может организовать перемещение товаров несколькими способами: своими силами, напрямую от поставщика к клиенту или при помощи фулфилмент-оператора. В статье — варианты доставки и их особенности.

Хранение и логистика своими силами

Хранение: на своём складе

Доставка: своя или чужая

Вы сделали сайт или аккаунт в соцсетях с негабаритными товарами для дома, число заказов не превышает десяти в день. В этом случае хранить ассортимент можно дома или в машине. Так, например, начинала свой бизнес основательница интернет-магазина Wildberries Татьяна Бакальчук. А через год она уже сняла офис и склад. Когда бизнес наращивает оборот и встаёт вопрос «Где хранить и как успеть всё доставить?», пора арендовать склад.

Какой склад выбрать

Складские комплексы имеют универсальную классификацию. По обозначениям можно понять уровень укомплектованности склада и возможности хранения. Вместо звёзд в иерархии используются латинские обозначения, где А — вариант с наилучшими характеристиками по доступности, оснащённости и условиями хранения. 

A/A+ — самый оборудованный вид: высокие потолки, охрана и круглосуточное видеонаблюдение, отопление и электричество. Как правило, располагается недалеко от оживлённых автомагистралей с удобным подъездом легкового и грузового транспорта. Рядом со складом этой категории располагаются офисные помещения. Это удобно для быстрорастущего бизнеса: можно снять офис недалеко от склада.

Такое помещение подходит почти для любого интернет-магазина. Например, труднее всего хранить продукты питания — нужно учитывать температуру, уровень влажности и освещения. На складе класса А можно настроить температурный и другие режимы в зависимости от требований к условиям хранения товаров.

Стоимость аренды такого склада варьируется от 300 до 800 рублей за квадратный метр.

Варианты сдаваемых в аренду складов класса А в Курске. Источник: «Авито»

В — по основным параметрам не отличается от первого класса, но располагается удалённо от магистралей. Такие склады используют для хранения одежды, бытовой техники и оборудования.

С — может находиться в производственных зданиях. Под эту категорию подпадают и утеплённые ангары. В них держат стройматериалы, пластиковые и металлические изделия. Для продуктов и лекарств такие условия хранения уже не подойдут, потому что в них нет возможности регулировать температурный режим.

D — подвальное помещение без отопления. Можно хранить продукцию из стекла, нержавеющего металла и т. п., например автозапчасти.

В городах-миллионниках есть сити-боксы — камеры хранения для сезонных вещей, например горнолыжного оборудования или верхней одежды. Некоторые компании предоставляют интернет-магазинам возможность организовать пункт выдачи на территории боксов.

Стоимость бокса в зависимости от его объёма и срока аренды. Источник: «Кладовочка»

Если рассчитываете создать свой штат курьеров и диспетчеров, то рассматривайте склад не ниже класса В, иначе их расположение затруднит доставку.

Если аренда склада выходит за рамки бюджета, можно объединиться с косвенными конкурентами и снять помещение на двоих, если обе категории товаров можно хранить в одинаковых условиях.

Если берёте в аренду пустое помещение, сразу закладывайте в бюджет деньги на обустройство. На складе должны быть стеллажи, рабочее место для кладовщика (стол, компьютер и принтер для распечатки накладных), место для комплектации товаров. 

Магазинам с широким ассортиментом лучше автоматизировать работу: понадобится терминал сбора данных или сканер штрихкодов, принтер этикеток. При приёмке вносите товары в свою систему товароучёта, с помощью которой можно вовремя актуализировать остатки. 

Доставка своими силами

Небольшим интернет-магазинам выгоднее оплачивать курьерские услуги по факту: упаковали заказ, отдали курьеру, заплатили за работу. Курьеров можно найти на «Авито» либо нанять в штат одного-двух, которые будут развозить товары по городу, а в другие регионы — отправлять заказы по почте. 

Ещё один вариант — подписать агентский договор с курьерской компанией, например СДЭКом. Это безопаснее, так как в случае конфликта с покупателем подключится менеджер и поможет решить вопрос.

При росте оборота подумайте о собственной курьерской службе. Для полноценной работы в штате нужны:

При небольшом обороте дешевле обратиться к курьерской службе.

Плюсы модели

Минусы модели

Дропшиппинг

Хранение: у подрядчика

Доставка: от поставщика

Дропшиппинг — это доставка от производителя напрямую клиенту. Интернет-магазин выступает как посредник: продвигает продукцию, общается с клиентами и платит комиссию поставщику. Его заработок складывается из разницы между оптовой и розничной ценами. Магазины, которые работают по такой схеме, называют онлайн-витринами.

Рассмотрим на примере: Иван решил продавать спиннеры. Он нашёл компанию-дропшиппера, зарегистрировал личный кабинет на её сайте, изучил цены, фото товаров и схему работы. Теперь его задача — найти покупателей. Иван создаёт сайт или аккаунт в социальных сетях и начинает продвигать товары. К нему приходят покупатели и делают заказы. Иван передаёт данные о заказах поставщику, и на этом его работа заканчивается.

Остальное на себя берёт компания-дропшиппер: связывается с покупателем от имени интернет-магазина, подтверждает заказ, упаковывает и доставляет, получает деньги от клиента и переводит их на счёт Ивана.

Так выглядит идеальная схема работы по дропшиппингу. Чтобы начать бизнес по такой модели, достаточно усилий одного человека.

Плюсы модели

Минусы модели

Среди онлайн-витрин большая конкуренция. Магазин экономит на складе и логистике, но придётся много вложить в продвижение бренда.

Поставщик отправил товар — в каком виде он дойдёт до покупателя, Иван не знает. Магазин не может контролировать качество продукции и скорость его доставки. Если поставщик задержит сроки, Иван узнает об этом по факту — от недовольного клиента.

Поставщик отправил не тот товар или вообще не доставил — виноват интернет-магазин. Недовольный клиент пожалуется на вас, а не на поставщика.

Недобросовестный поставщик может вложить в упаковку свою рекламу и переманить покупателя.

Труднее выделиться и проявить индивидуальный подход к клиенту: заказ едет напрямую от поставщика к покупателю, минуя интернет-магазин.

Как выстроить работу по модели дропшиппинга

Если планируете работать с зарубежной компанией, обратите внимание на китайских поставщиков: у них распространена подобная модель работы.

Российские компании часто выступают посредниками и накручивают цены. Но, чтобы опробовать модель дропшиппинга, можно начать с них.

1. Найдите поставщика

Интернет-магазин несёт полную ответственность перед покупателем за качество товара и скорость его доставки. Чтобы не рисковать репутацией, уточните порядок работы до заключения договора с подрядчиком.

Известные дропшиппинг-компании:

Найти компании можно в каталогах:

Также можно напрямую связаться с поставщиком и спросить, работает ли он по модели дропшиппинга.

2. Заключите договор

При оформлении работы с дропшиппинг-компанией заключается два документа: 

3. Создайте интернет-магазин

Этот шаг — основная задача предпринимателя, который работает по модели дропшиппинга. Вы создаёте сайт или приложение и загружаете на него карточки товаров от поставщика. Можно обойтись и без сайта, а товары продавать через Инстаграм или другие социальные сети.

Если это возможно, сайт желательно связать с базой поставщика, чтобы не приходилось вручную отслеживать наличие товаров на складе.

4. Продаём товары

Иван вложился в рекламу, пришёл первый заказ. Предприниматель передаёт все данные о заказе поставщику, который доставляет его покупателю.

Может быть два способа расчёта:

Фулфилмент

Хранение: у себя или подрядчика

Доставка: подрядчик

Фулфилмент — это комплекс логистических услуг под ключ: оператор берёт на себя хранение и доставку товаров. Можно заключить договор только на часть услуг, например логистику и оплату.

Как может строиться работа:

Крупные российские фулфилмент-операторы:

Услуги фулфилмента для своих продавцов предлагают и российские маркетплейсы, например Ozon и Wildberries.

Также фулфилмент-компании берут на себя:

Плюсы модели

Минусы модели

Если оператор берёт на себя приём платежей, то на счёт интернет-магазина деньги приходят не сразу, а с периодичностью, которую установил подрядчик.

Единственный минус работы с фулфилмент-оператором в том, что он не знает о продукте так много, как, например, бренд-менеджеры и байеры. Поэтому требуется тщательный контроль коммуникации с клиентом, а также подробные и качественные обучающие материалы о продукте. В остальном работа через фулфилмент-оператора — это очень удобный кейс для развивающихся компаний. Они решают многие проблемы и ведут операционные процессы самостоятельно, в итоге мы получаем уже отлаженную схему работы и результат.

София Кофманн,
основательница лайфстайл-проекта HiPO

Как выбрать фулфилмент-оператора

На что ориентироваться:

Операторы могут работать как с транспортными компаниями, так и с собственной курьерской службой. Чем больше подрядчиков, тем выше вероятность отлаженной доставки.

Транспортные компании предоставляют крупным заказчикам скидки. Если фулфилмент-оператор, в свою очередь, предоставит скидку вам, доставка может обходиться дешевле, чем при найме курьеров.

Проверяйте периодичность перечисления денег на счёт интернет-магазина. Одни операторы это делают через день, другие — раз в две недели или месяц.

На рынке несколько фулфилмент-центров. Сравните цены и выберите наиболее выгодный вариант.

Отталкивайтесь от того, что нужно вашему магазину. Если можете упаковывать товар и принимать оплату своими силами, выбирайте оператора, который возьмёт на себя только хранение и доставку.

Выбирайте компанию с опытом на рынке — посмотрите на их клиентов, почитайте отзывы.

На запуске HIPO нам было очень важно выбрать провайдеров, которым мы доверяем, в профессионализме которых уверены. Мы работаем с логистическим партнёром — компанией MTL Group, которая оказывает услуги по оформлению и импорту товаров. Из 45 брендов в нашем ассортименте мы представляем некоторые на эксклюзивной основе, то есть сами привозим их из Европы, США и даже с Филиппин — в этом случае хранение на складе является необходимостью, так как периодичность поставок значительно реже, чем в случае с брендами, у которых есть дистрибьютор в России. MTL Group также является фулфилмент-оператором и отвечает за приёмку и хранение товара на складе, коммуникацию с клиентами интернет-магазина, упаковку заказов, а также их доставку.

София Кофманн,
основательница лайфстайл-проекта HiPO

Главное