Маркировка продукции ресторана: как работает, зачем нужна

С 2024 года маркировка товаров станет обязательной для всех отраслей промышленности. Производители будут наносить на продукцию специальные штрихкоды, а владельцы розничных магазинов и ресторанов — принимать и продавать только маркированный товар, иначе получат штрафы. В статье — какие товары маркируют уже сейчас и как с этим работать.

Что такое маркировка

Маркировка — это контрольно-идентификационный знак (КИЗ), который размещают на упаковке или этикетке товара. Он помогает отличить оригинал от контрафакта. Так государство борется с контрафактом и пытается уберечь покупателей от некачественных товаров. 

Вся информация о маркированном товаре фиксируется в государственной информационной системе «Честный ЗНАК». Бизнес обязан вносить данные в систему, чтобы можно было отследить весь путь товара: от производства до реализации. 

КИЗ расположен в левом верхнем углу 

Цепочка выглядит так: 

  1. Производители маркируют продукцию и вводят её в оборот. 
  2. Оптовые покупатели (поставщики и импортёры) сверяют данные в документах с фактическими кодами на товарах, утверждают УПД и передают в систему «Честный ЗНАК». При продаже товаров также формируется электронный УПД с кодами маркировки. 
  3. Владельцы розничных магазинов при поступлении товара сверяют фактические коды марки с данными в документах поставщиков. При совпадении — подтверждают приём товаров и передают информацию в «Честный ЗНАК». 
  4. Магазин принимает товар, продаёт его покупателю, пробивает чек. Оператор фискальных данных добавляет в чек код маркировки, передает информацию в «Честный ЗНАК» и тем самым выводит товар из оборота. 

Схема пути товара от производителя до покупателя. Источник: видеоурок на платформе «Честный ЗНАК»  

КИЗ содержат информацию о товаре. Коды бывают разные, в зависимости от товаров, самый популярный тип — двумерный код Data Matrix. Каждый код заносится в Национальный каталог товаров — часть платформы «Честный ЗНАК». В каталоге есть карточки всех маркированных товаров. Конечный потребитель может ввести код и узнать информацию, например,  о конкретной пачке сухарей: кто, когда и где его произвёл, импортировал и продал.  

Информация  о маркированной пачке сухариков. Источник: сайт Национальный каталог 

Что будет при работе без маркировки

Если обнаружится, что на товарах нет маркировки или правила её нанесения нарушены, грозят штрафы: для ИП — от 5 до 10 тысяч рублей, для юридических лиц — от 50 до 300 тысяч рублей. Кроме того, весь немаркированный товар конфискуют.

Рестораны являются участниками системы цифровой маркировки — на них распространяются все действующие законы и штрафы. Роспотребнадзор вправе проводить плановые и внеплановые проверки, в том числе и на складе ресторана, а значит, может обнаружить немаркированный товар. 

Анна Д.,
эксперт по маркировке, руководитель проектов в СберКорусе

За нарушение закона может грозить и уголовная ответственность. Она наступит, если стоимость проданных немаркированных товаров превысит 1,5 миллиона рублей. В этом случае ИП или юрлицу грозит лишение свободы до 3 лет и 80 тысяч рублей штрафа.

Использовать только маркированную продукцию бизнесу важно не только с точки зрения закона, но и для собственной безопасности. Маркировка позволяет проверить подлинность продукции и её срок годности, защитит ресторан от недобросовестных поставщиков, а гостей ресторана от небезопасных блюд.

Анна Д.,
эксперт по маркировке, руководитель проектов в СберКорусе

Дорожная карта маркировки 

К 2021 году уже маркируют меховые шубы, духи, лекарства, шины, обувь, товары лёгкой промышленности, молочную продукцию и бутилированную воду. Список товарных категорий ежегодно пополняется, каждая проходит три стадии. 

Разберём на примере пива и пивных напитков. 

Этап 1. Эксперимент 

Эксперимент по маркировке пива и пивных напитков стартовал 1 апреля 2021 года и продлится до 31 августа 2022 года. Производители могут протестировать систему, купить оборудование и наладить процессы. На этом этапе можно бесплатно получить КИЗ. 

Этап 2. Маркировка новой продукции и продажа немаркированных остатков

Все производители и продавцы должны получить электронную подпись и купить оборудование, если не сделали этого раньше, зарегистрироваться на платформе «Честный ЗНАК» и начать маркировать новую продукцию. Код для каждой немаркированной бутылки на этом этапе будет стоить 50 копеек. Бесплатные коды доступны только для маркировки остатков. 

Этап 3. Запрет продажи немаркированной продукции

На этом этапе продавать пиво без КИЗ — незаконно.

Сейчас идёт эксперимент, который продлится до 31 августа 2022 года. Маркировка остатков пива и слабоалкогольных напитков не планируется. Сейчас можно добровольно поучаствовать в эксперименте, подав заявку на официальном сайте «Честного ЗНАКа», и получить бесплатные коды маркировки. 

Анна Д.,
эксперт по маркировке, руководитель проектов в СберКорусе

Как следить за обновлением сроков о маркировке  

Маркировка вводиться не на всю категорию сразу, подключение разных позиций происходит поэтапно. Например, мороженое и молоко обязательно маркировать с 1 июня 2021 года, молочные продукты со сроком годности более 40 дней — с 1 сентября, а со сроком менее 40 дней — с 1 декабря.

Источник: сайт  «Честный ЗНАК»  

Периодически появляются новые виды продуктов, которые подлежат маркировке. Отслеживайте свою товарную группу на сайте «Честного ЗНАКа».

1. На главной странице есть блок с товарами, которые нужно маркировать уже сейчас или в будущем.

Источник: сайт  «Честный ЗНАК»

2. Кликните на товарную группу, например «пиво и пивные напитки», и посмотрите, когда начнется период обязательной маркировки. 

3. Если пилот уже запущен, то можно посмотреть конкретные товары. Для этого откройте раздел «Товары, подлежащие маркировке» и посмотрите таблицы, в которых указаны товарные позиции и их коды: ОКПД 2 - для отечественных товаров и ТН ВЭД ЕАЭС для импортных. 

Коды товаров молочной продукции, подлежащих маркировке. Источник: сайт  «Честный ЗНАК»  

Как общепиту работать с системой «Честный ЗНАК»

  1. Купите или арендуйте онлайн-кассу. Если у вас уже есть, обновите программное обеспечение. 

Если кассу или ПО, которое с ней интегрировано, установили давно, интернет не был подключен и касса в течение года не обновлялась, проверьте актуальность прошивки и, если нужно - обновите. Если обновление невозможно, то купите новую технику, которая поддерживает маркировку. 

Анна Д.,
эксперт по маркировке, руководитель проектов в СберКорусе

2. Заключите договор с оператором фискальных данных (ОФД). Важно прописать в документе, что оператор обязуется передавать сведения системе «Честный ЗНАК». 

3. Оформите усиленную квалифицированную подпись (УКЭП). Она нужна для работы с системой. 

4. Подключите электронный документооборот (ЭДО). Через систему вы будете принимать универсальные передаточные документы (УПД) на товар. УПД объединяют накладную и счёт-фактуру, в которых фиксируются коды маркировки. 

5. Зарегистрируйтесь в «Честном ЗНАКе». 

6. Настройте учётную систему для работы с кодами. При приёмке товара магазин проверяет электронный УПД от поставщика и ставит на баланс все товары. Через ЭДО данные о маркированной продукции интегрируются в систему «Честном ЗНАК».

7. При продаже упакованного товара, например бутилированной воды или пива, кассир при помощи 2D-сканера считывает КИЗ, кассовая техника его определяет и после оплаты вносит в чек. Эти данные поступают ОФД, после чего оператор передает информацию в ФНС и систему «Честный ЗНАК».     

8. При использовании весового маркированного товара в приготовлении блюд, например пачки молока, его нужно вывести из оборота до передачи на кухню.

Если кафе продаёт бутилированную воду или что-то в упаковке, то такой товар выводят из оборота через онлайн-кассу при продаже. Если продукт используется в приготовлении блюд, нужно отсканировать код с товара и списать его из системы маркировки с причиной «для производственных нужд». Таким образом ресторан сообщает, что маркированный продукт будет использоваться на участке производства. После этого продукт передают на участок производства, распаковывают и используют для готовки. 

Анна Д.,
эксперт по маркировке, руководитель проектов в СберКорусе

Какое оборудование понадобится 

  1. УКЭП — можно бесплатно получить в ФНС с 1 июля 2021 года, понадобится только купить токен.
  2. ПО для работы с маркированным товаром.
  3. 2D-сканер штрихкодов. Выбирайте модель с актуальной прошивкой и включённым режимом чтения кодов Data Matrix. 
  4. Онлайн-касса, соответствующая 54-ФЗ. 
  5. Подключение к электронному документообороту. 

Что может пойти не так

Администратор принимает товар у поставщика, но штрихкод не считывается или вместо молока система выдает пиво. Это может произойти по двум причинам:

  1. Код маркировки оказался некорректным.
    Это сразу отразится в личном кабинете оператора фискальных данных и системе «Честный ЗНАК».
    Такое может произойти, если КИЗ не перешел в право собственности владельца магазина. Принимайте коды от поставщика только через систему электронного документооборота.
  2. Тег, содержащий код маркировки, не соответствует ранее заявленному коду в системе.
    Это может случиться из-за сбоя в кассе или сканере штрихкода. Чтобы не допускать таких ситуаций, регулярно проверяйте работу всех систем и отслеживайте статус передачи чека через личный кабинет ОФД.
    Владельцам точек общепита важно проверять маркировку при приемке товара. Важно помнить, что штрафы грозят не только за отсутствие маркировки, но и за нарушения при нанесении:

Главное