Площадь, склад и оборудование — рассказываем, что нужно учесть при открытии кафе и ресторана.
Роспотребнадзор часто находит нарушения в работе общепита. Проверки бывают плановые — ежегодно Роспотребнадзо составляет план по каждому региону —, а бывают внеплановые. Они проводятся, если кто-то обращается с жалобой. Некоторые нарушения владельцев общепита встречаются часто:
Если нашли подходящее помещение, проверьте, насколько его планировка соответствует вашим требованиям и закону.
Заложите в бюджет деньги на ремонт — в зависимости от стиля ресторана будут разные затраты.
Какие условия нужно соблюдать в кафе:
Обычно все здания подключены к системам очистки сточных вод — это можно уточнить у собственника. Если помещение не присоединено к системам очистки, заключите договор на вывоз жидких бытовых отходов.
Проблемы возникли, когда мы уже начали работать, например, у нас была большая проблема с водой. В помещении периодически протекали трубы, вода не уходила, нужно было менять насос — в то время мы потратили больше, чем планировали изначально при открытии.
Максимальное количество средств мы потратили на ремонт, потому что, во-первых, здесь нужно было выровнять полы и стены, в помещении была просто бетонная коробка с дверями и с окном, нужно было возвести новые стены, оборудовать туалет. На это ушло довольно много денег. Мы решили сделать очень классный пол, это наша фишка, все гости его хвалят. Мы покрасили стены антивандальной краской, она меньше портится от стульев и т.д., дольше сохраняет хороший вид. Ещё довольно много потратили денег на электрическую разводку и вытяжку.
Если вас не устраивает разграничение площадей в помещении, можно сделать перепланировку или реконструкцию. При перепланировке основные характеристики помещения не меняются — например, добавляются внутренние перегородки. При реконструкции — меняются: появляются дополнительные выходы, меняется форма или размер оконных проемов.
И перепланировку, и реконструкцию необходимо согласовывать с органами власти. Заявителем может быть только собственник помещения — если вы арендуете помещение, все возможные изменения, а также время подачи заявления согласовывайте с собственником.
На Патриарших прудах мы делали перепланировку, переносили туалет. Важно найти профессионала, который займётся задачей в конкретной локации.
Для получения разрешения на перепланировку подготовьте:
Если кафе или ресторан находится на первом этаже многоквартирного жилого дома, дополнительно потребуются:
Обратитесь в управляющую компанию или ТСЖ, чтобы они организовали собрание. Оно может быть проведено в очной форме (когда собственники собираются для принятия решения) или заочной (когда собственники указывают свой выбор на опросном листе). Для согласования перепланировки нужно, чтобы согласны были более 50% владельцев.
Собственнику нужно подать заявление с приложенными документами:
По СанПин 59.13330.2016 в зданиях должны быть установлены пандусы. Есть пандусы-пороги, телескопические пандусы, пандусы-платформы. Если кафе находится в общем помещении — торговый центр или рынок — за установку пандусов отвечает собственник.
Следить за безопасностью приготовления еды и напитков владельцы общепита должны самостоятельно. Для этого разработаны принципы ХАССП — владельцы предприятий общественного питания должны применять их, учитывая особенности своего бизнеса. Помимо правил ХАССП для кафе и ресторана обязательны требования СанПиН 2.3/2.4.3590-20 и ГОСТ 30389-2013.
Санитарные требования к помещению:
Минимальная площадь кафе рассчитывается исходя из количества посадочных мест — не менее 1,6 м² на одного человека.
Для посетителей и персонала должны быть отдельные туалеты с раковинами для мытья рук, но если в заведении менее 25 посадочных мест, можно объединить один туалет для посетителей и персонала. Вход в него должен быть изолированным от производственных и складских помещений.
Выделите зону и шкаф для переодевания сотрудников в рабочую форму.
Влажную уборку нужно проводить ежедневно.
Мы нанимали опытных поваров, они распределяли все задачи, следили за соблюдением СанПин, обращались к инспектору за консультацией. Товарное соседство стараемся соблюдать, но в часы пик повар может положить один продукт к другому в холодильник, а так нельзя. Мы стараемся такого не допускать. У нас постоянно санитарные обработки. Во время пандемии требования увеличились: стали нужны журнал температур, проведение тестов, перчатки для всех сотрудников — всё это обходится в большую сумму, повара заполняют стопки бумаг. На каждой точке есть управляющий, который всё это контролирует. Лучше один раз в обратиться к профессионалу, который поможет настроить процесс, чем ошибиться и собрать все шишки.
Хранение продуктов и приготовление еды и напитков
Общепит должен вести свою маркировку — это не «Честный знак», а внутренняя маркировка всех продуктов и заготовок.
Маркировать нужно:
На маркировочных этикетках указывайте:
Если в вашем кафе менее 25 посадочных мест, можно хранить сырую продукцию (например, свежие фрукты и сырое мясо) и готовую (например, сэндвичи) в одном холодильнике, но только если она находится в закрытых герметичных контейнерах.
Сырые и готовые продукты можно обрабатывать в одном цехе, но на разных столах разным инвентарём.
На всё, что повара и бамены готовят самостоятельно, составьте технико-технологическую карту (ТТК). В ней должны быть подробно описаны ингредиенты и процесс приготовления: пропорции, последовательность, способ обработки, температура готового блюда или напитка.
В тех помещениях, где хранятся продукты, должны быть термометры, которые измеряют и температуру, и влажность воздуха. В холодильниках должны быть контрольные термометры.
Официанты и бармены должны предупреждать гостя о наличии ингредиентов, которые могут вызывать аллергическую реакцию — например, специй, сиропов, соусов, орехов.
Требования к разделочному инвентарю:
Столы для посетителей должны протираться после каждого гостя.
Без чего нельзя готовить блюда и хранить продукты:
В кафе вы будете принимать товарные накладные, ставить товар на учёт, передавать данные о продажах, проводить инвентаризацию. Для этого вам понадобятся:
При выборе вентиляционной системы учитывайте, насколько хорошо она:
Чаще всего помещения общепита оборудуют приточно-вытяжной системой: свежий воздух поступает через наружные приточные решётки, проходит очистку и поступает в помещение по воздуховодам, а отработанный воздух удаляется через вытяжные системы. Перед монтажом оборудования специалист проведёт расчёты по необходимому объёму воздуха: 30 м³/ч на одного посетителя, 60 м³/ч на одного сотрудника.
Обычно кафе состоит из нескольких зон:
Для каждой из зон вам нужно создать индивидуальные параметры вентиляции с учётом специфики пространства.
Если кафе расположено на первом этаже жилого дома или другого общественного здания, в нём должны быть отдельные системы вентилирования воздуха, не присоединённые к вентиляции здания.
Если ресторан расположен в жилом доме, дополнительно в нём нужно обеспечить звукоизоляцию, а систему канализации отделить от общей домовой: стояки бытовой канализации из верхних этажей жилого дома нельзя прокладывать в помещении заведения.
Если кафе расположено в отдельном здании, то следить за ливневой канализацией и очисткой ливневых стоков должен предприниматель: требования установлены СанПин 2.3.6.3668-20.
Нормы освещения стоит проверить по СанПин 52.13330.2016: для каждой из зон кафе нормы освещённости разные:
Обычно для ресторанов стараются предусмотреть разные виды освещения:
Охранная система безопасности в кафе не обязательна, но она важна для защиты имущества и безопасности сотрудников. Часто владельцы бизнеса используют такую комбинацию функций охранной системы:
Основные требования пожарной безопасности:
За нарушение правил пожарной безопасности бизнес может получить штраф: для ИП — до 30 тысяч рублей, для юрлиц — до 200 тысяч рублей.
С июня 2021 года в большей части регионов России введена обязательная вакцинация работников предприятия общественного питания (требования уточняйте в вашем регионе). Если кто-то из ваших сотрудников не вакцинирован, вы можете получить штраф: до 50 000 рублей для ИП и до 300 000 рублей для юрлиц. Если такое нарушение будет обнаружено повторно либо повлечёт причинение здоровью окружающим, суд сможет приостановить работу кафе до 90 суток.
Обычно команда кафе или ресторана состоит из поваров, кондитеров, официантов, бухгалтера, управляющего и барменов. Все сотрудники должны сменяться, чтобы у трудовой инспекции не возникло претензий.
Что сделать при найме персонала:
Все сотрудники, которые готовят блюда и напитки и контактируют с продуктами, должны перед началом каждого рабочего дня проходить осмотр на наличие инфекционных и гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела. Только после осмотра они допускаются к работе — или отстраняются, если выявлены признаки заболеваний.
Мы привыкли, что торговая вывеска выглядит как красочный баннер с названием кафе. Но с юридической точки зрения это в первую очередь табличка, на которой продавец обязан разместить основную информацию о ресторане:
Информация на табличке не должна вводить покупателей в заблуждение. В частности, не пишите фактический адрес вместо юридического. Если хотите рассказать, что принимаете оплату по картам, можете, например, наклеить стикер от банка на дверь.
Кроме обязательной таблички у кафе должна быть наружная вывеска.
Прежде чем заказывать вывеску для заведения, изучите дизайн-код вашего города. Если он существует, найти дизайн-код можно на сайте администрации города или на специальной странице: обычно он состоит из порядков и правил размещения и эксплуатации информационных конструкций.
Например, в Ижевске дизайн-код города описывает типы объектов, конструкций и правил, регулирующих внешний вид города. В Москве действует руководство по размещению вывесок в центральной части города.
Наружные вывески бывают:
Информационные вывески нужно согласовывать с органами власти. Например, в Москве это Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы (Москомархитектура), в Санкт-Петербурге — Комитет по градостроительству и архитектуре. В ведомстве нужно предоставить:
После получения согласия подайте пакет документов в дальнейшие органы: в Санкт-Петербурге, например, это ГКУ «Городская реклама и информация». К заявлению нужно приложить:
На рассмотрение заявления уходит до 60 дней, поэтому документы важно подготовить в точном соответствии с правилами: если в рассмотрении откажут, вы потеряете время на исправления
Ещё в кафе должны быть:
За работу без обязательной информационной вывески предусмотрены штрафы: для ИП — до 2,5 тысяч рублей, для юрлиц — до 40 тысяч рублей.
Что делать для профилактики заболевания:
Какие документы нужны:
Социальная дистанция:
Какие документы должны быть:
приказ и инструкции для персонала.
Организация питания:
Какие документы должны быть : приказ и инструкции для персонала.
Перед началом работы убедитесь в том, что: