Чтобы установить цены на услуги, важно знать их себестоимость. Рассказываем, как рассчитать затраты на то, что нельзя потрогать руками и измерить в штуках.
Себестоимость — это затраты, связанные со всеми необходимым для оказания услуг.
Главные категории расходов:
Постоянные — обязательные расходы, которые вы будете нести, даже не оказывая услуги.
Переменные — издержки, которые возникают только при оказании услуг. Чем больше услуг оказываете, тем выше переменные расходы.
Категория издержек | Прямые | Косвенные |
Переменные | Расходники; премиальная часть зарплаты мастеров; эквайринг | Вода; электричество; амортизация оборудования для оказания услуг; реклама |
Постоянные | Фиксированная часть зарплаты мастеров | Аренда помещения; интернет; зарплата персонала, который не оказывает услуги; проч. |
Себестоимость зависит от способа расчёта. Самый примитивный — котловой, он часто подводит.
У нас есть производственные расходы на оказание услуги, а есть управленческие и коммерческие расходы: маркетинг, реклама, отдел продаж. Часто считают скопом все расходы на производство и все расходы на управление — складывают их и делят на объём продаж. И получают несуразную себестоимость, потому что управленческие расходы от объёма продаж никак не зависят.
Другой подход — маржинальный. Мы считаем только прямые переменные расходы: материалы и зарплату сотрудникам, которые заняты в производстве (оказании услуги). И тогда можем планировать, сколько часов услуг и по какой цене мы должны продать, чтобы покрыть зарплату управляющего персонала, аренду, налоги и т. д., и ещё остались дивиденды.
Отразите расходы на материалы в технологической карте услуги, где прописано, сколько уходит на каждого клиента.
Наименование | Количество | Стоимость |
Шампунь | 10 мл | 15 р. |
Бальзам | 5 мл | 20 р. |
Пеньюар одноразовый | 1 шт | 5 р. |
Маска для мастера | 1 шт | 10 р. |
Средство для укладки | 10 мл | 50 р. |
Итого | 100 р. |
Пример технологической карты для стрижки с укладкой
Цена в сознании покупателя должна быть справедливой. Если он платит вам больше, чем конкурентам, он должен понимать почему. Чем сильнее ваше УТП и платёжеспособнее аудитория, тем выше может быть стоимость услуг.
Методы ценообразования делятся на четыре группы — по ключевому критерию.
Самый простой способ ценообразования: к издержкам прибавляется необходимая компании прибыль. Но даже если продавец или производитель настроился на минимальную прибыль, нет гарантии, что услугу или товар купят: цена всё равно может быть выше рынка.
Вы стараетесь установить такую же цену, как у конкурентов, или ниже. Метод подходит, когда вы предлагаете привычные и широко распространённые товары или услуги, например маникюр.
Ваш конкурент через дорогу решил снизить цены. Предлагать свои услуги ещё дешевле — прямые убытки. Чтобы удержать клиентов, вы можете подготовить специальные предложения. Например, включить в стоимость маникюра массаж рук. Это чуть увеличит себестоимость услуги, но позволит конкурировать с другим салоном.
Как правило, при таком подходе цена существенно выше себестоимости. Но благодаря маркетинговой стратегии компании удаётся придать товарам дополнительную ценность. Например, клиент готов платить за стрижку выше среднего, потому что ваш стилист раньше работал со знаменитостью.
Это самый субъективный метод ценообразования: вы продаёте товар или услугу по цене, которую готов заплатить ваш клиент, исходя из собственных представлений о целевой аудитории. Чтобы узнать мнение покупателей, проведите несколько опросов или почитайте отзывы о продукции конкурентов.
Расчёт цены по затратам с учётом цен конкурентов — наиболее оптимальный для малого бизнеса подход.
Допустим, у ваших конкурентов стрижка стоит 800 рублей. Если вы установите такую же стоимость услуги и за неделю обслужите 10 клиентов, ваша выручка составит 8000 рублей. Предположим, что все клиенты оплатили услугу картой, а ваша комиссия по эквайрингу — 2%. Рассчитаем маржу в этом случае:
Валовая маржа = Выручка - Прямые переменные расходы (себестоимость услуг + комиссия по эквайрингу)
Маржа = 8000 - 10 x (550 + 800 x 0,02) = 2340 рублей
Валовая маржинальность = Маржа / Выручка × 100%
Маржинальность = 2340 / 8000 x 100% = 29,25%
Если стрижка — ключевая услуга, и такая маржинальность вас устраивает, можно установить цену как у конкурентов. Но сначала соотнесите её с точкой безубыточности.
Точка безубыточности = Постоянные расходы / (Средний чек - Переменные расходы)
Допустим, ваши постоянные расходы — 150 000 в месяц, а стрижка — основная услуга, стоимость которой и есть ваш средний чек.
Точка безубыточности = 150 000 / (800 - (550 + 800 x 0,02)) = 641 клиент.
В денежном выражении точка безубыточности будет такой:
Количество клиентов x Средний чек = 641 x 800 = 512 800 рублей.
или
Постоянные затраты / Маржинальность = 150 000 / 29,25% = 512 800 рублей.
Оцените, реально ли это. Если нет — поднимите цену. Например, если стрижка будет стоить 1200 рублей, понадобится 512 800 / 1200 = 427 клиентов, чтобы выходить в ноль, а вы сможете обслужить и больше и получать прибыль.