КЛИЕНТЫ И ПРИБЫЛЬ
16 МИН
Дата публикации: 11 декабря 2024
Что такое клиентоориентированность
Клиентоориентированный сервис означает, что для заказчика делают больше, чем он ожидает, и предугадывают желания. Мы поговорили с основательницей московского pr-агентства Podmoga Мариной Подвигиной-Грубер и собрали практические приёмы создания тёплого и искреннего сервиса.
Клиентоориентированность — это такой подход к бизнесу, в котором одна из важнейших ценностей — потребности клиентов. Такая стратегия помогает расположить клиента к себе, выделиться на рынке, завоевать доверие.
Рядом с моим домом есть кафе — в нём работает юноша, который всем улыбается, вне зависимости от его настроения. И ещё в кафе работает девушка: она никогда не улыбается. Я знаю людей, которые не приходят в кафе в её смены. Когда ты заходишь в такое место, тебе хочется расслабиться, посидеть со стаканом кофе на солнышке. А неприветливое выражение лица бариста сбивает хороший настрой.
Марина Подвигина-Грубер, основательница pr-агентства Podmoga
Клиентоориентированность состоит из действий: позвонить, поинтересоваться, уточнить, дозаказать и т. д. В основе доброго отношения к клиентам стоит:
Внимательный и вовлечённый продавец сможет и сориентировать человека в выборе, и предложить дополнительные позиции. Лучше избегать навязчивости — покупатели чувствуют агрессивные попытки продаж. Вспомните, как некомфортно находиться рядом с тем, кто напористо убеждает вас потратить как можно больше.
Давать персональные рекомендации помогает CRM-система — в ней можно оставлять пометки к данным каждого клиента.
Рассылка должна удерживать внимание человека — темой письма, выгодным предложением, юмором в заголовке и т. д. Вы и сами почувствуете, какой способ лучше всего подойдёт для ваших клиентов.
Главное — тестировать письмо перед тем, как делать рассылку. Так получится проверить, как выглядит текст в пуш-уведомлении, нет ли ошибок и т. п.
У письма интересная тема — она привлекает внимание
Сразу бросается в глаза скидка, а ещё понятны условия её применения
В рассылке чувствуется юмор — появляется желание посмотреть отснятое
Персональное напоминание от службы доставки цветов — сервис запомнил, когда, для кого и по какому поводу пользователь оформлял заказ
Из темы письма не очевидна выгода, поэтому на нём не хочется задерживать внимание
И только при открытии письма можно обнаружить бонус — хотя лучше было бы анонсировать его в теме письма
Такое письмо будет уместно получить, например, перед длинными выходными. Но будьте аккуратны в выборе получателей — если пользователь не искал варианты аренды — рассылка ему, скорее всего, не нужна
В разговоре по телефону или в офлайн-точке проще расположить клиента к себе — этим нужно пользоваться. Сохраняйте дружелюбный тон, не бойтесь добавить уместную шутку, станьте покупателю другом, даже просто на время разговора.
Качественное обслуживание, удобная и красивая упаковка, искренний интерес понравятся клиенту. Между «Будут вопросы — скажите» и «Я буду рад помочь вам, позовите, если понадоблюсь» — большая разница.
В кафе можно уточнить, добавить ли соус в блюдо или вынести отдельно, в барбершопе — предложить напиток, в автосервисе — установить в зоне ожидания мониторы и транслировать на них процесс ремонта.
Клиент — это в первую очередь конкретный человек, с которым мы ведём работу. Мы располагаем человека к себе, показываем, что решим его проблему и ему не придётся о ней думать самому. Как только мы берём задачу в работу, клиент знает, что всё будет сделано вовремя и он легко сможет отчитаться о результатах перед своим руководством, если будет нужно. В таком случае мы заранее узнаём необходимый формат отчёта, важные составляющие нашей задачи; стараемся, чтобы клиенту не пришлось ни о чём беспокоиться, редактировать файлы и так далее. В итоге мы добиваемся того, чтобы ассоциироваться у клиента с подмогой, помощью — а не с дополнительной нагрузкой на работе, на которую нужно тратить время.
Марина Подвигина-Грубер
Здорово, если получается превосходить ожидания покупателя — это не только повышает его лояльность, но и заставляет рассказывать о компании знакомым. Небольшой подарок в конце процедуры, доставка заказа быстрее, чем обещали, предложение услуги, о которой клиент спрашивал при последнем посещении — есть множество вариантов, как вызвать приятную эмоцию. А эмоциями люди любят делиться.
У нас креативная сфера — она располагает к тому, чтобы постоянно придумывать что-то новое, дополнять планы, тестировать идеи, — и мы действительно часто делаем больше, чем ожидал клиент. Например, однажды мы создавали контент-план для соцсетей заказчика и решили, что органично было бы дополнить его мемами: устроили брейншторм, много смеялись, выпустили эти мемы и получили повышенную кликабельность рекламы. Хотя мемолог сейчас — отдельная профессия.
Марина Подвигина-Грубер
Недосказанность, преувеличение, искажение — любая неправда, скорее всего, сразу же оттолкнёт клиента.
Важно выполнять всё, о чём вы заявили в рекламе или по телефону: год гарантии, скидка на вторую покупку, бесплатная консультация и т. д.
Оценки и отзывы важны для бизнеса: покажите клиенту, что его мнение действительно вас волнует. Можно мотивировать оставлять отзывы, предлагая в подарок дополнительные услуги, скидки и т. д. Часто компании поощряют клиентов рассказывать о них с помощью реферальной программы: за каждого приведённого друга поощряют клиента бонусом.
Для компании очень важна каждая десятая часть балла — а рейтинг ниже 4,5 с малым количеством отзывов пользователь чаще всего считывает как низкий
Наши клиенты — компании, но в итоге мы работаем с конкретными людьми. Именно они потом делятся своим мнением с коллегами и друзьями: «У Марины классная команда, все „в теме“, всё быстро».
И общение складывается очень личное. И именно личное общение влияет на то, захотят ли к вам вернуться.
Вторая причина, по которой к вам хотят возвращаться, — это общее удовольствие от продукта.
Как это работает: например, вы организовали мероприятие для компании. Даже если с его помощью удалось достичь всех KPI, всех поставленных целей, но собственнику не понравилось — ничего не поделать. Субъективное ощущение клиента складывается из комфорта коммуникации, итогового результата и его личного восприятия финальной картинки.
Марина Подвигина-Грубер
KPI — от англ. Key Performance Indicators, то есть ключевые показатели эффективности — помогают контролировать, как работает ваш клиентский сервис.
Какие параметры полезно отслеживать:
Такие показатели можно брать за основу, а специфические, важные для вашего бизнеса параметры добавлять по необходимости.
Разберите CJM — от англ. Customer Journey Map ― это путь клиента с момента поиска товара или услуги до совершения покупки. Визуализируйте каждый шаг клиента: как он узнаёт о вас, какие факторы влияют на его решение обратиться к вам, что он видит в ваших соцсетях, на сайте и в торговой точке, как проходит общение с консультантами или как пользователь ведёт себя в интернет-магазине и т. д.
Проанализируйте, на каких этапах у покупателя возникают проблемы; чтó нужно улучшить.
Корректируйте этапы, на которых клиенту что-то мешает: упростите интерфейс сайта, измените уточняющие вопросы консультанта, добавьте схему проезда на странице в соцсетях, создайте более дружественный интерьер и т. д.
У меня есть любимый салон красоты, мне в нём нравится всё: всегда предлагают кофе с конфетой, причём конфеты каждый раз разные; идеальное качество маникюра; всегда приятный аромат, свечи.
Марина Подвигина-Грубер
Используйте опросы и программы для оценки удовлетворённости покупателей. Чтобы понять, где нужны изменения, замеряйте:
Выберите «своих» людей, постройте собственное видение идеального сервиса в вашей компании и объясните его команде.
Обучайте сотрудников — например, можно разработать собственные правила и инструкции, организовать тренинг.
В моей компании не 200–300 человек, и я не уверена, что хотела бы этого: каждый человек в команде отобран мной лично, я сразу понимала, как он общается, подбирала людей, близких по духу, общению, образу мысли. Мне никому не приходится объяснять, что хамить клиенту не нужно и всё в таком духе.
Все клиенты разные, кто-то может разговаривать очень эмоционально. Мы проводили тренинг для сотрудников по общению с «токсичными» клиентами: как снижать напряжение в общении и сохранять позитивный настрой.
Марина Подвигина-Грубер
Используйте программы автоматизации, искусственный интеллект, голосовых ботов. Всё это, в первую очередь, поможет разгрузить ваших консультантов, клиентских менеджеров, продавцов, службу поддержки. Например, в Excel и Google Таблицах можно формировать графики и диаграммы для наглядности изменений, записывать контакты покупателей, даты звонков, интересующие продукты.
Можно использовать боты — они отлично распределяют обращения и снижают нагрузку на менеджеров, справляясь с частью вопросов клиентов.
У меня есть правило: срочное общение — в Telegram, не срочное — по e-mail. В этом смысле я «старовер»: пользуюсь почтой. Все материалы клиентам я передаю тоже на почту — так они понимают, что посмотреть их можно в течение дня без спешки. Ещё у нас в договорах всегда прописано, что мы отвечаем на сообщение клиента в промежутке от одного часа до трёх. Это правило написано нашими слезами и кровью: в самом начале работы, в 2015 году, мы как маленькое агентство старались делать всё и сразу. Так очень легко выгореть эмоционально.
Марина Подвигина-Грубер
В 1999 году в США была создана компания Zappos — интернет-магазин обуви. За первые 9 лет управления Zappos Тони Шей превратил маленький стартап в компанию с миллиардом долларов годовой выручки. Тони Шей известен миру предпринимательским талантом, добрыми делами и своей книгой «Доставляя счастье». В ней он поделился главными правилами, по которым живёт компания Zappos:
В Zappos все работники call-центра — не просто помощники в вопросах доставки или обмена.
Однажды Тони Шей отмечал вместе со своим коллегой завершение недели, и к концу вечера они оба проголодались. Найти работающие кафе или круглосуточную доставку не получалось, так что Тони Шей предложил провести небольшую проверку, позвонив в службу поддержки Zappos и заказав пиццу. Оператор Zappos на мгновение растерялся, но уже через две минуты назвал пять ближайших кафе, которые могли доставить пиццу прямо сейчас.
Zappos стала культовой компанией — из-за уровня сервиса, исключительной доброжелательности и искреннего отношения к клиентам.
В Zappos мы не ограничиваем время звонков (самый длинный телефонный разговор длился почти шесть часов!) и не пытаемся продавать больше. Нам нужно только, чтобы оператор сделал для каждого клиента всё возможное. У нас нет стандартных текстов, потому что мы доверяем нашим сотрудникам и предлагаем им использовать собственные аргументы, общаясь с тем или иным покупателем. Мы хотим, чтобы в ходе каждого разговора операторы личностно раскрывались и создавали персональный эмоциональный контакт с собеседником.
Цитата из книги Тони Шея «Доставляя счастье»
Экономия на кадрах часто плохо сказывается на результатах: быть хорошим специалистом и одинаково качественно выполнять работу одновременно в разных сферах практически невозможно. Лучше нанять опытного маркетолога, а SMM-специалиста и дизайнера выбрать среди начинающих. Объединение этих позиций в одну приведёт или к тому, что работа будет сделана «по чуть-чуть» или сотрудник столкнётся с выгоранием.
Из-за страха услышать от клиента «Мне не понравилось» компания не развивается в тех сферах, в которых могла бы. Клиент своим мнением может помочь вам улучшить продукт. Поощряйте клиентов давать вам обратную связь, узнавайте их мнение, задавайте конкретные вопросы, просите оценить товары и услуги. Лучше, чтобы покупатель рассказал о своём недовольстве вам, а не оставил его в интернете.
Почти любой бизнес знает основные демографические характеристики своей целевой аудитории: возраст, пол, средний доход и т. д. Но кроме них также важно изучать и знать привычки покупателей, историю их покупок, потребности, проблемы и др. Собирать и анализировать данные можно с помощью специальных сервисов. Например, у СберБизнеса есть отраслевые решения для розничной торговли, сферы услуг, кафе и ресторанов.
Сервис получается создать в тех компаниях, в которых есть понятная и открытая коммуникация между собственником и сотрудниками.
Руководитель может предлагать отличные идеи, но если он не сможет преподнести и объяснить их своей команде — тем, кто будет их реализовывать, — вряд ли идеи будут работать.
Изменения в бизнесе всегда начинаются с владельца. Если вы станете примером для своей команды и будете понимать собственную систему ценностей по отношению к клиенту, за вами последуют.
Podmoga — это, если можно так выразиться, агентство имени меня, и я уверена, что в большинстве случаев нас выбирают, потому что клиент меня знает или от кого-то обо мне слышал, и ему со мной комфортно общаться. Безусловно, компания должна быть в рынке — клиентам с вами может быть бесконечно приятно, но если у вас цены в пять раз выше средних, то вас не выберут. Хотя личное общение собственника с заказчиком — действительно важный фактор успеха.
Марина Подвигина-Грубер
Автор: Полина