УРОКИ БИЗНЕСА

  5 МИН

Дата публикации: 26 мая 2023

Как рассчитать индекс лояльности клиентов и для чего он нужен

Лояльные клиенты приносят бизнесу не только деньги. Они бесплатно приводят новых клиентов за счёт искренних рекомендаций и готовы помочь в улучшении сервиса. В статье о том, как выяснить уровень лояльности к вашей компании и что с ним делать.

Что такое индекс потребительской лояльности (NPS)

Net Promoter Score (NPS — с англ., индекс потребительской лояльности) показывает, насколько клиенты довольны компанией и её услугами и готовы ли рекомендовать друзьям. Чтобы вычислить индекс, компании проводят короткий опрос.

Метрику разработали в американской компании в 2003 году. Её используют компании вне зависимости от сферы бизнеса — и огромные корпорации, и городские кафе.

Зачем нужен NPS

Согласно исследованию компании Bain & Company, в некоторых отраслях повышение лояльности клиентов может увеличить выручку на 25%. Лояльные покупатели не только приносят бизнесу деньги, но и помогают сокращать издержки: благодаря их рекомендациям привлечение новых клиентов обходится дешевле.

Преимущества индекса

  • Методика адаптируется под любые сферы бизнеса;
  • Результаты опроса легко анализировать — достаточно выгрузить ответы в табличку Excel и посчитать по одной формуле;
  • Просто привлечь респондентов — опрос занимает не более 5 минут.

Недостатки индекса

  • Поверхностные результаты — низкий индекс не даст вам ответ на вопрос «Что не так?». Причину недовольства клиентов нужно выявлять другими методами;
  • Динамичность показателя — сегодня клиент доволен результатом, завтра — нет;
  • Результаты не всегда отражают реальную картину: если пройти опрос просит личный менеджер клиента, с которым они взаимодействуют несколько лет, оценка может быть завышенной.

Как рассчитать NPS

Провести опрос можно по телефону, в приложении, мессенджерах или с помощью рассылки.

1

Составьте вопросы

Обычно они звучат как «Нравится ли вам наша компания?» и «Насколько вероятно, что вы посоветуете её своим друзьям?». Ответ предполагает десятибалльную шкалу, где 1 — совсем не нравится и 10 — очень нравится.

Подобные ответы неинформативны, поэтому можно добавить дополнительный вопрос с просьбой аргументировать свой ответ. Нужно понимать, что далеко не все на него ответят, потому что это отнимает больше времени и сил, чем клик на цифру.

Добавьте обратную связь: при низкой оценке уточняйте у клиента, что бы он хотел изменить в компании, при средней — что можно улучшить, при высокой — что понравилось больше всего.

2

Разошлите опрос клиентам

Собрать вопросы можно в Google Формах или Яндекс.Формах.

3

Соберите ответы и подсчитайте индекс

Результаты можно разделить на три группы:

Сторонники — 9-10 баллов

Нейтральные покупатели — 7-8 баллов

Критики — 0-6 баллов

Допустим, вы опросили 1000 клиентов, 300 из которых поставили среднюю оценку, 600 — высокую и 100 — низкую.

В процентном соотношении получилось так:

Рассчитайте индекс по формуле:

NPS = % сторонников - % критиков = 60% - 10% = 50%

Как оценить результаты

Оценка показателей зависит от сферы деятельности бизнеса. Например, согласно исследованиям экспертов, в ретейле средний показатель — 61%, а в нише онлайн-приложений — 4%. То есть показатель в 20% будет низким для магазина обуви и высоким для обувного маркетплейса.

На что ещё ориентироваться при оценке:

  • Масштаб бизнеса — малому бизнесу намного проще поддерживать высокий уровень NPS из-за небольшого количества клиентов и вовлечения собственника в работу;
  • Предыдущие опросы — отслеживать результаты своих опросов и не допускать критического снижения индекса

Как улучшить показатели NPS

Исправляйте недочёты

Если в опросе вы добавили открытый вопрос о причинах низкой оценки, соберите самые повторяющиеся ответы и решите эту проблему. Допустим, большинство опрошенных жалуются на качество упаковки. Обратите внимание на поставщика и транспортную компанию.

Налаживайте отношения с критиками

Критики — ценный ресурс, который помогает бизнесу становиться лучше. Если компания идёт навстречу клиенту и улаживает проблему, можно рассчитывать на хороший отзыв.

Введите или улучшите систему лояльности

Это привязывает клиента к бренду и стимулирует повторные продажи.