ПО ЗАКОНУ

  5 МИН

Дата актуализации: 8 сентября 2023

Как оформить приказ или распоряжение

Чтобы принять решение, министерства издают постановления, а бизнес — приказы и распоряжения. Рассказываем, как их составить и разобраться, какой документ нужен.

Распоряжение и приказ: в чём разница

И приказ, и распоряжение нужны, чтобы принять и выполнить решение, важное для компании.

Чем отличается приказ от распоряжения:

Приказ — правовой акт, который издаёт руководитель компании или индивидуальный предприниматель.

Распоряжение — правовой акт, который издаёт руководитель организации или другой уполномоченный сотрудник, например руководитель финансового отдела или заместитель генерального директора. Распоряжения обычно действуют в течение меньшего срока и касаются более узкого круга сотрудников.

Приказ

Распоряжение

Влияет на деятельность компании

Влияет на выполнение конкретных поручений

Длительный срок действия

Регулирует разовые задачи

Указание начинается словом «Приказываю»

Указание начинается словами «Обязываю» или «Распоряжаюсь»

Чаще всего распоряжение издаётся, чтобы выполнить приказ.

Например, директор компании издал приказ об оптимизации расходов предприятия. Руководители филиалов компании издают собственные распоряжения: об инвентаризации, учёте рабочего времени, выявлении причин невыполнения плана и т.д. В связи с этим текст распоряжения, как правило, не требуется согласовывать с директором: это средство для достижения поставленной цели.

Когда нужен приказ

Приказы оформляют, когда принимаемое решение касается наиболее важных вопросов. Например, когда нужно:

  • нанять, уволить или перевести на другую работу сотрудника,
  • утвердить график отпусков,
  • утвердить штатное расписание,
  • открыть филиал,
  • провести аудит.

Издание приказа нужно обосновать в самом приказе. Как это сделать — рассказываем ниже.

Когда нужно распоряжение

Необходимость распоряжений в связи с выпуском приказа обосновывать необязательно. Распоряжение понадобится, например, когда нужно:

  • обязать сотрудника поменять номера на служебном автомобиле,
  • предоставить служебный автомобиль в пользование сотруднику,
  • провести ремонт в офисе и назначить ответственных сотрудников.

Как издать приказ

Если штат небольшой и должности делопроизводителя нет, ИП или руководитель компании составляет приказ сам — согласовывать его ни с кем не потребуется.

Если в штате есть сотрудник, который занимается делопроизводством, можно выстроить работу по этапам:

  1. Составить проект приказа: составляется черновой вариант документа.
  2. Согласовать с руководителем организации.
  3. Утвердить окончательный вариант.
  4. Зарегистрировать приказ во внутренних системах учёта компании. Например, в 1С и журнале учёта распорядительных документов компании.
  5. Вручить копии приказа сотрудникам, которых касается документ, и ознакомить их под роспись.
  6. Передать приказ в архив. Обычно распорядительные документы хранятся в сейфе.

Как оформить приказ

В приказе есть реквизиты, которые обязательно нужно включить в документ:

  • наименование организации — как оно указано в уставе,
  • название документа,
  • дату и место оформления,
  • регистрационный номер,
  • подпись и наименование руководителя, например «генеральный директор Иванов С. А.»,
  • визы согласования.

Текст приказа состоит из двух частей — вводной и распорядительной. В первой части описываются причины принятия приказа, а во второй — само распоряжение. Распорядительная часть обычно начинается со слова «приказываю».

Пример приказа генерального директора

Скачать шаблон приказа

Подпись должна быть собственноручной, факсимиле ставить нельзя.

Если приказ затрагивает несколько вопросов, разбейте распорядительную часть на разные пункты — как это сделано в примере выше.

Если в документе прописаны конкретные действия, укажите сотрудников, которые должны их выполнить. Вместо «Провести инструктаж по технике безопасности» напишите: «Инженеру по охране труда Степанову С. А. в срок до 15 июня 2023 года провести инструктаж с работниками предприятия по выполнению требований безопасности. Контроль исполнения приказа возложить на директора предприятия Кузнецову Т. В.».

Приказ о приёме на работу

Сейчас оформлять приказ о приёме на работу необязательно — достаточно подписанного трудового договора. Но если для вашего документооборота издавать приказ удобно, вы можете это делать. Реквизиты договора укажите в приказе — это станет основанием для оформления.

Будьте внимательны, сравнивайте то, что собираетесь написать в приказе, с трудовым договором. Например, если по договору испытательного срока нет, указывать его в приказе нельзя.

Автор: Полина