КЛИЕНТЫ И ПРИБЫЛЬ
8 МИН
Дата обновления: 22 июля 2024
Как создать вирусную рекламу
Рассказываем, зачем нужна вирусная реклама, как она работает и помогает продвигать бизнес.
Потребительский рынок меняется, и аудитория со временем перестаёт реагировать на традиционную рекламу. Поможет вирусная — сообщение от бренда без прямого призыва к покупке, которое люди будут распространять самостоятельно. Так происходит, когда аудитория считает контент полезным, интересным или спорным.
Это могут быть фотографии, видеоролики, наружные баннеры, тексты. Вирусность — это не волшебное свойство, а результат.
Условно такую рекламу можно разделить по каналам распространения. Приведём примеры вирусной рекламы.
В сентябре 2019 года специалисты по продвижению краснодарского бизнес-форума «Дело за малым» разместили возле офиса SpaceX в Калифорнии билборд с надписью из мема «Kak tebe takoe, Elon Musk?». Там был QR-код, который вёл на сайт с юмористическим приглашением на мероприятие для Илона Маска. Фотографии билборда за день облетели соцсети, о нём написали СМИ во всём мире. Благодаря этой рекламе миллиардер узнал о форуме и выступил перед его участниками по видеосвязи.
Например, рекламный видеоролик Burger King с песней о наггетсах, которую записали на мотив советского хита «Ландыши».
В 2013 году был популярен ролик: водитель едет по городу и разговаривает с интерактивной игрушкой-хомяком, которая смешным голосом повторяет речь сначала самого водителя, а потом — остановившего машину патрульного, не понимающего, откуда голос и почему его передразнивают. Это была реклама интернет-магазина «Е5». По данным СМИ, благодаря этому видео на онлайн-площадке раскупили всех хомяков. Сейчас у ролика больше 13 миллионов просмотров.
Бренд «Башкирской содовой компании» хотел привлечь молодую аудиторию в соцсетях и стать достоверным источником информации о товаре: сода — ингредиент сотни народных рецептов, причём некоторые из них абсурдны и могут даже навредить здоровью. Пачку соды сделали героем публикаций, поместили в актуальные ситуации и таким образом наладили взаимодействие с потребителем. Сейчас у аккаунта почти 100 тысяч подписчиков.
Универсального чек-листа, который поможет успешно запустить такую рекламу, нет. Рассказываем, что нужно учесть и продумать обязательно.
Чтобы сэкономить, выбирайте канал с бесплатным размещением. Подойдут социальные сети, например, «Вконтакте» или видеохостинги. Распространить такую рекламу пользователи смогут в два клика. Если у компании уже есть подписчики, это будет плюсом. Подготовьте список интернет-площадок и городских пабликов, где можно размещать рекламу от имени пользователя. Попробуйте платные нативные публикации и выбирайте блогеров с небольшим количеством подписчиков. Размещение у них стоит недорого, а аудитория живая и лояльная.
Составьте список событий, которые сейчас обсуждают. Целиться нужно в широкую аудиторию. Чем больше людей воспримет идею, тем активнее пользователи будут распространять ваш контент. Например, накануне вручения «Оскара» в 2017 году компания KFC запустила акцию в поддержку фильма «Ла-Ла Ленд», претендовавшего на награду. В день вручения премии посетителям предлагали пропеть свой заказ на кассе и получить в подарок «Лонгер».
Определите, что именно вы хотите донести до аудитории, а также учитывайте роль компании или продукта в контексте сообщения.
Результат воплощения идеи — фото, ролик или текст — должен вызывать эмоции, побуждать людей к обсуждению и спорам. Но если перестараться, можно испортить репутацию бренда и лишить его части аудитории.
Например, компании Dove навредил фрагмент рекламного ролика, который она разместила в соцсетях. На видео темнокожая женщина снимала тёмную футболку, а на её месте оказывалась белая девушка в светлой футболке. Бренд хотел показать, что мыло Dove подходит всем, но получилось наоборот: пользователи расценили это как расизм, а в соцсетях запустили акцию с хештегом #BoycottDove и призывом отказаться от продукции компании.
Не отказывайтесь от попыток сделать вирусный контент, даже если вы не располагаете большими суммами. Инвестируйте так, чтобы избежать убытков, выражайте идеи бюджетными средствами — это возможно без потери качества. Привлекайте знакомых и договаривайтесь о работе по бартеру. Например, кампания астраханской «Столовой № 100» сработала благодаря смешным экспрессивным текстам на сайте и в соцсетях, в которые были интегрированы анонсы акций и новых блюд. Каждую публикацию автор превращает в литературное произведение с героями, сюжетом и диалогами, а в конце интегрирует анонсы акций и рекламу новых блюд. Предприятие не тратит деньги на промо, потому что её сооснователь — копирайтер.
В 2013 году международная группа Millward Brown провела исследование вирусных рекламных роликов чтобы выяснить, какие факторы влияют на их распространение. Специалисты проанализировали 500 видео и вывели четыре признака успешной вирусной рекламы:
Чтобы переслать рекламу своим знакомым, пользователь должен быть уверен, что она развеселит получателя.
Контент может шокировать, быть для кого-то неприятным или даже оскорбительным. Чтобы не навредить репутации, подавайте такие вещи с юмором и иронией.
Контент должен вовлекать в просмотр. Речь как о положительных, так и об отрицательных эмоциях. В пример авторы исследования приводят склонность людей наблюдать за авариями и катастрофами.
Авторы исследования предостерегают от неоправданного использования эротической тематики в рекламе. Она может навредить восприятию, имиджу и позиционированию компании. Если акция с неприемлемым содержанием станет вирусной и вызовет негативную реакцию пользователей, её станет невозможно контролировать, а репутационный ущерб будет расти, пока реклама находится в фокусе аудитории.
Запускайте вирусную рекламу, только если у вас есть уникальная идея, свободные деньги или вы придумали, как сделать это бюджетно. Результат никто не гарантирует. Если есть сомнения, лучше потратиться на традиционную рекламу, продвижение сайта или соцсетей.
Будьте готовы платить не только за производство, но и за продвижение контента. Это понадобится, если публикация в бесплатных каналах не принесёт результата.
Учитывайте ресурсы. Если реклама сработает, вам придётся обрабатывать большое количество заказов.
Думайте об аудитории, особенно если бизнес небольшой и лояльных потребителей немного. В погоне за резонансной рекламой можно кого-то обидеть. Покупатели уйдут, а негатив останется.
Автор: Юлия