ПО ЗАКОНУ

  14 МИН

Дата обновления: 27 февраля 2025

Как зарегистрировать СМИ

СМИ зарабатывают за счёт продажи рекламы, подписки или продажи физических экземпляров, если это печатное издание. Как зарегистрировать СМИ в России, и о чём важно знать, если вы решились на это, рассказываем в статье.

Зачем регистрировать СМИ

Можно просто создать группу в соцсетях, что-то публиковать и собирать подписчиков. Но если вы планируете развивать СМИ как бизнес и хотите выйти на один уровень с популярными изданиями, лучше озаботиться регистрацией.

Какие преимущества даёт регистрация средства массовой информации

1. Освобождение от ответственности в ряде случаев

Закон «О СМИ» даёт право на освобождение от ответственности за:

  • информацию в комментариях, которые размещаются без премодерации;
  • за сведения, полученные от информационных агентств, пресс-служб государственных органов, должностных лиц.

То есть если на ваш ресурс подадут иск за распространение сведений, ущемляющих права и законные интересы граждан, либо представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации, в указанных случаях вы не несёте ответственности.

2. Право на запрос информации

На запросы обычных граждан обязаны отвечать только госорганы и органы местного самоуправления — иные субъекты могут отвечать по желанию. Зарегистрировав СМИ, вы получаете возможность делать запросы о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений и их должностных лиц.

Обычным гражданам отвечают в течение 30 дней, на запросы СМИ реагируют быстрее ― время ожидания сокращается до 7 дней.

3. Аккредитация на мероприятия

По Закону «О СМИ» сотрудники зарегистрированного СМИ получают статус журналиста. С удостоверением журналиста можно получать аккредитацию на посещение мероприятий органов власти и бизнеса, которые не пускают к себе рядовых граждан.

4. Право на сохранение тайны источника

СМИ могут не указывать и не раскрывать свой источник информации. Исключение ― требование от суда в связи с находящимся в его производстве делом. Даже в этом случае вы сможете сохранить источник информации в тайне, но понесёте за это ответственность.

5. Доступ к новостным агрегаторам

Новости вашего сайта смогут попадать в ленту новостных агрегаторов (например, Яндекс.Новости или Новости@Rambler.ru). По закону новостные агрегаторы должны собирать и отображать в своих подборках новости только тех сайтов, которые зарегистрированы в качестве СМИ.

6. Дополнительная возможность обработки персональных данных

Вы получите возможность обработки персональных данных без согласия лица, если такая обработка осуществляется в рамках профессиональной деятельности журналиста. Важно, чтобы при этом не нарушались права и законные интересы субъекта персональных данных.

7. Уникальность названия зарегистрированного СМИ

Нельзя зарегистрировать аналогичное название СМИ с таким же способом и территорией распространения. То есть не может быть двух журналов «Зимняя вишня», продающихся в одном регионе. А вот сайт и журнал с одинаковым названием, но разными учредителями, существовать могут.

8. Возможность участвовать в конкурсах и получать гранты

Вы и ваши сотрудники сможете получать гранты и участвовать в профессиональных конкурсах, где необходим статус СМИ.

9. Право предоставлять эфирное время или печатную площадь для агитации по истечении 1 года с даты регистрации

Это принесёт изданию дополнительный доход.

Какие обязательства есть у зарегистрированных СМИ

СМИ необходимо:

  • иметь устав редакции или замещающий его договор, переданный в Роскомнадзор;
  • публиковать выходные данные СМИ на сайте;
  • размещать возрастную маркировку на главной странице сайта;
  • уведомлять Роскомнадзор при смене местонахождения редакции, объёма и периодичности сетевого издания в течение 30 дней;
  • уведомлять Роскомнадзор при получении редакцией или издателем СМИ денег от иностранных источников;
  • публиковать ответ или опровержение заинтересованных лиц, если нет оснований для отказа;
  • не использовать нецензурные выражения и мат на сайте СМИ: наличие двух предупреждений в течение года может привести к штрафу и прекращению деятельности издания;
  • знать, что учредитель СМИ может обязать редакцию поместить бесплатно в определённое время сообщение или материал от его имени;
  • быть готовым к систематическому контролю со стороны Роскомнадзора.

Пример оформления выходных данных, возрастной маркировки и информации о регистрации СМИ. Источник: сайт The Voice Mag

Когда не нужно регистрировать СМИ

Закон «О СМИ» освобождает от регистрации некоторые категории изданий и медиа.

Категории изданий и медиа, которые не нужно регистрировать

Если обстоятельства изменятся, регистрация СМИ понадобится: например, тираж в 1001 экземпляр уже этого потребует.

Регистрация сайта

Сайт в интернете можно зарегистрировать в качестве СМИ с формой периодического распространения «сетевое издание».

Это добровольно. По действующему законодательству сайты в интернете не подлежат обязательной регистрации в качестве СМИ.

При регистрации сетевого средства массовой информации Роскомнадзор выдаёт выписку из реестра зарегистрированных СМИ, заверенную печатью. После этого сайт будет называться «сетевым изданием», а деятельность его владельцев будет регулироваться Законом «О СМИ».

Наименование СМИ

До подготовки комплекта документов на регистрацию и оплаты государственной пошлины проверьте наименование СМИ на уникальность на официальном сайте Роскомнадзора.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О средствах массовой информации», нельзя зарегистрировать два средства массовой информации с одинаковым наименованием и формой распространения массовой информации.

Проверьте, есть ли зарегистрированные издания с аналогичным названием, действующим статусом и той же территорией распространения, что и у вас. Источник: Перечень наименований зарегистрированных СМИ

Также, это необязательно, но можно зарегистрировать товарный знак, чтобы избежать возможных споров в будущем. К тому же вы можете захотеть выпускать какой-либо мерч от своего издания. Зарегистрированный товарный знак позволит делать это без каких-либо проблем.

Учредители

Чтобы зарегистрировать средство массовой информации, важно знать, кто может выступать учредителем, а кто ― нет.

Зарегистрировать СМИ могут:

  • юридическое лицо;
  • физическое лицо;
  • индивидуальный предприниматель;
  • объединение граждан;
  • орган местного самоуправления;
  • государственный орган.

Не может выступать учредителем СМИ:

  • лицо, отбывающее наказание в местах лишения свободы или имеющее судимость за совершение преступлений с использованием СМИ или интернета, либо за совершение преступлений, связанных с экстремистской деятельностью;
  • лицо младше 18 или признанное судом недееспособным;
  • объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которых запрещена по закону;
  • гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в России;
  • иностранное государство, международная организация, а также находящаяся под их контролем организация;
  • иностранное юридическое лицо;
  • российское юридическое лицо с иностранным участием;
  • иностранный гражданин, лицо без гражданства;
  • гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство другого государства.

Физлицо может зарегистрировать СМИ только в том случае, если не планирует получать доход от этой деятельности. Если хотите получать оплату от рекламодателей, необходим статус юридического лица или индивидуального предпринимателя, а ещё придётся платить налоги.

Зарегистрировать ИП или ООО с одним учредителем можно онлайн в Сбере. Госпошлину платить не нужно, открытие расчётного счёта и оформление электронной подписи при наличии токена — бесплатно.

Процесс регистрации

1. Оплатите госпошлину

За регистрацию СМИ, а в последующем и за внесение изменений в запись о регистрации средства массовой информации (в том числе связанных с изменением тематики или специализации) придётся заплатить:

  • 4000 рублей ― за регистрацию издания, которое будет распространяться преимущественно на территории субъекта Российской Федерации, территории муниципального образования;
  • 8000 рублей ― за регистрацию издания, предназначенного для распространения на всей территории Российской Федерации, за её пределами, на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.

В зависимости от направленности средства массовой информации размер пошлины может быть увеличен или уменьшен:

  • для СМИ рекламного характера ― увеличивается в пять раз, 20 000 рублей для муниципального и регионального и 40 000 для межрегионального и федерального;
  • для СМИ с эротическим содержанием ― увеличивается в десять раз, 40 000 рублей для муниципального и регионального и 80 000 для межрегионального и федерального;
  • для СМИ образовательного и культурно-просветительского назначения, а также издания для детей, подростков и инвалидов ― уменьшается в 5 раз, 800 рублей для муниципального и регионального и 1600 для межрегионального и федерального.

От уплаты госпошлины могут быть освобождены:

  • федеральные органы государственной власти и субъектов РФ, органы местного самоуправления;
  • учреждения и организации, созданные для выполнения задач, возложенных на органы внутренних дел, Минобороны и ФСБ.

2. Соберите необходимые документы и подайте их в Роскомнадзор

Документы для регистрации:

  1. Заявление учредителя (соучредителей) по образцу.
  2. Доверенность от учредителя (соучредителей) на подачу документов на регистрацию и получение выписки из реестра зарегистрированных СМИ, если документы подаются не учредителем.
  3. Копии документов, удостоверяющих личность и место регистрации физического лица, заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, копия СНИЛС (для учредителя ― физического лица).
  4. Копии учредительных документов, заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке (для заявителя ― юридического лица).
  5. Выписка из реестра акционеров, список участников общества с ограниченной ответственностью (для заявителя ― юридического лица).
  6. Заверенные копии документов, подтверждающих право использования доменного имени сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет ― при регистрации сетевого издания.
  7. Документ об уплате государственной пошлины за регистрацию средства массовой информации с указанием назначения платежа (по инициативе заявителя).
  8. Документы, подтверждающие соблюдение положений статьи 19.1 Закона РФ «О СМИ». Документы, в том числе, предоставляются на всех учредителей (участников) юрлица, включая руководителей.

По желанию могут быть приложены:

  1. документ, подтверждающий, что физическое лицо не отбывает наказание в местах лишения свободы ― для учредителя физлица;
  2. выписка из ЕГРЮЛ ― для учредителя юрлица.

3. Дождитесь решения Роскомнадзора и получите выписку из реестра зарегистрированных СМИ

Регистрация СМИ занимает 30 дней с момента получения документов РКН. Как только появится запись о регистрации средства массовой информации в реестре СМИ, оно считается зарегистрированным. Затем в течение пяти рабочих дней заявителю выдаётся или направляется выписка из реестра, или свидетельство о регистрации СМИ.

В каких случаях могут отказать в регистрации или признать её недействительной

В регистрации СМИ может быть отказано в случае, если:

  • заявление на регистрацию подано от имени лица, у которого нет права на учреждение СМИ;
  • указанные в заявлении сведения не соответствуют действительности;
  • название, примерная тематика и (или) специализация СМИ нарушают положение ч. 1 ст. 4 Закона «О СМИ» ― содержат призывы к экстремизму, насилию, уголовно наказуемым деяниям, разглашению гостайны;
  • Роскомнадзором ранее зарегистрировано СМИ с теми же названием и формой распространения.

За что могут признать регистрацию СМИ недействительной

Регистрация СМИ может быть признана недействительной исключительно судом в порядке административного судопроизводства по заявлению Роскомнадзора, если:

  • представленные при регистрации сведения в Роскомнадзор не соответствуют действительности;
  • СМИ не выходит в свет (в эфир) более одного года;
  • устав редакции или заменяющий его договор не направлен в Роскомнадзор в течение трёх месяцев со дня первого выхода СМИ;
  • имела место повторная регистрация СМИ.

Главное

  1. СМИ нужно регистрировать, чтобы получить возможность запрашивать эксклюзивную информацию у госорганов, получать доступ к посещению закрытых мероприятий, сохранять анонимность источника, попадать в подборки новостных агрегаторов.
  2. Не нужно регистрировать СМИ изданиям с тиражом до 1000 экземпляров, локальным медиа (например, школьному или студенческому), аудио- и виодеопрограммам с тиражом до 10 штук и сайтам властей, на которых публикуется только официальная информация.
  3. Название средства массовой информации должно быть уникальным и не повторять существующие в реестре зарегистрированных СМИ.
  4. Чтобы зарегистрировать СМИ, нужно оплатить госпошлину, подать пакет документов в Роскомнадзор и дождаться внесения в реестр зарегистрированных средств массовой информации.

Автор: Валерия