ПО ЗАКОНУ
14 МИН
Дата обновления: 27 февраля 2025
Как зарегистрировать СМИ
СМИ зарабатывают за счёт продажи рекламы, подписки или продажи физических экземпляров, если это печатное издание. Как зарегистрировать СМИ в России, и о чём важно знать, если вы решились на это, рассказываем в статье.
Можно просто создать группу в соцсетях, что-то публиковать и собирать подписчиков. Но если вы планируете развивать СМИ как бизнес и хотите выйти на один уровень с популярными изданиями, лучше озаботиться регистрацией.
Какие преимущества даёт регистрация средства массовой информации
1. Освобождение от ответственности в ряде случаев
Закон «О СМИ» даёт право на освобождение от ответственности за:
То есть если на ваш ресурс подадут иск за распространение сведений, ущемляющих права и законные интересы граждан, либо представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации, в указанных случаях вы не несёте ответственности.
2. Право на запрос информации
На запросы обычных граждан обязаны отвечать только госорганы и органы местного самоуправления — иные субъекты могут отвечать по желанию. Зарегистрировав СМИ, вы получаете возможность делать запросы о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений и их должностных лиц.
Обычным гражданам отвечают в течение 30 дней, на запросы СМИ реагируют быстрее ― время ожидания сокращается до 7 дней.
3. Аккредитация на мероприятия
По Закону «О СМИ» сотрудники зарегистрированного СМИ получают статус журналиста. С удостоверением журналиста можно получать аккредитацию на посещение мероприятий органов власти и бизнеса, которые не пускают к себе рядовых граждан.
4. Право на сохранение тайны источника
СМИ могут не указывать и не раскрывать свой источник информации. Исключение ― требование от суда в связи с находящимся в его производстве делом. Даже в этом случае вы сможете сохранить источник информации в тайне, но понесёте за это ответственность.
5. Доступ к новостным агрегаторам
Новости вашего сайта смогут попадать в ленту новостных агрегаторов (например, Яндекс.Новости или Новости@Rambler.ru). По закону новостные агрегаторы должны собирать и отображать в своих подборках новости только тех сайтов, которые зарегистрированы в качестве СМИ.
6. Дополнительная возможность обработки персональных данных
Вы получите возможность обработки персональных данных без согласия лица, если такая обработка осуществляется в рамках профессиональной деятельности журналиста. Важно, чтобы при этом не нарушались права и законные интересы субъекта персональных данных.
7. Уникальность названия зарегистрированного СМИ
Нельзя зарегистрировать аналогичное название СМИ с таким же способом и территорией распространения. То есть не может быть двух журналов «Зимняя вишня», продающихся в одном регионе. А вот сайт и журнал с одинаковым названием, но разными учредителями, существовать могут.
8. Возможность участвовать в конкурсах и получать гранты
Вы и ваши сотрудники сможете получать гранты и участвовать в профессиональных конкурсах, где необходим статус СМИ.
9. Право предоставлять эфирное время или печатную площадь для агитации по истечении 1 года с даты регистрации
Это принесёт изданию дополнительный доход.
СМИ необходимо:
Пример оформления выходных данных, возрастной маркировки и информации о регистрации СМИ. Источник: сайт The Voice Mag
Закон «О СМИ» освобождает от регистрации некоторые категории изданий и медиа.
Категории изданий и медиа, которые не нужно регистрировать
Если обстоятельства изменятся, регистрация СМИ понадобится: например, тираж в 1001 экземпляр уже этого потребует.
Сайт в интернете можно зарегистрировать в качестве СМИ с формой периодического распространения «сетевое издание».
Это добровольно. По действующему законодательству сайты в интернете не подлежат обязательной регистрации в качестве СМИ.
При регистрации сетевого средства массовой информации Роскомнадзор выдаёт выписку из реестра зарегистрированных СМИ, заверенную печатью. После этого сайт будет называться «сетевым изданием», а деятельность его владельцев будет регулироваться Законом «О СМИ».
До подготовки комплекта документов на регистрацию и оплаты государственной пошлины проверьте наименование СМИ на уникальность на официальном сайте Роскомнадзора.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О средствах массовой информации», нельзя зарегистрировать два средства массовой информации с одинаковым наименованием и формой распространения массовой информации.
Проверьте, есть ли зарегистрированные издания с аналогичным названием, действующим статусом и той же территорией распространения, что и у вас. Источник: Перечень наименований зарегистрированных СМИ
Также, это необязательно, но можно зарегистрировать товарный знак, чтобы избежать возможных споров в будущем. К тому же вы можете захотеть выпускать какой-либо мерч от своего издания. Зарегистрированный товарный знак позволит делать это без каких-либо проблем.
Чтобы зарегистрировать средство массовой информации, важно знать, кто может выступать учредителем, а кто ― нет.
Зарегистрировать СМИ могут:
Не может выступать учредителем СМИ:
Физлицо может зарегистрировать СМИ только в том случае, если не планирует получать доход от этой деятельности. Если хотите получать оплату от рекламодателей, необходим статус юридического лица или индивидуального предпринимателя, а ещё придётся платить налоги.
Зарегистрировать ИП или ООО с одним учредителем можно онлайн в Сбере. Госпошлину платить не нужно, открытие расчётного счёта и оформление электронной подписи при наличии токена — бесплатно.
1. Оплатите госпошлину
За регистрацию СМИ, а в последующем и за внесение изменений в запись о регистрации средства массовой информации (в том числе связанных с изменением тематики или специализации) придётся заплатить:
В зависимости от направленности средства массовой информации размер пошлины может быть увеличен или уменьшен:
От уплаты госпошлины могут быть освобождены:
2. Соберите необходимые документы и подайте их в Роскомнадзор
Документы для регистрации:
По желанию могут быть приложены:
3. Дождитесь решения Роскомнадзора и получите выписку из реестра зарегистрированных СМИ
Регистрация СМИ занимает 30 дней с момента получения документов РКН. Как только появится запись о регистрации средства массовой информации в реестре СМИ, оно считается зарегистрированным. Затем в течение пяти рабочих дней заявителю выдаётся или направляется выписка из реестра, или свидетельство о регистрации СМИ.
В регистрации СМИ может быть отказано в случае, если:
Регистрация СМИ может быть признана недействительной исключительно судом в порядке административного судопроизводства по заявлению Роскомнадзора, если:
Автор: Валерия