САМОЗАНЯТЫЕ

  12 МИН

Дата обновления: 7 августа 2023

Как самозанятому найти свою нишу: автомастерская

Самозанятый предприниматель рассказал, как открыть автомастерскую без дорогостоящего оборудования и выбрать услуги, которые будут пользоваться спросом

Иван Сапогов, мастер по ремонту авто, владелец автомастерской

Услуги:

  • проточка тормозных дисков,
  • промывка радиатора печки без снятия,
  • диагностика тормозной системы, термостата и водяной помпы,
  • замена тормозных колодок и дисков.

Диапазон цен: 1500–2500 рублей

Как понял, чем буду заниматься

Осенью 2021 года я работал курьером, развозил заказы на своем автомобиле. Однажды машина забарахлила, отвозить ее в автосервис я не стал: решил, что справлюсь со всем сам. Кое-что делать я уже умел, недостающие навыки подтянул по урокам из YouTube, что-то друзья подсказали. Так я открыл в себе мастера по ремонту авто.

Успехи настолько вдохновили, что решил — на этом надо зарабатывать, но не в найме, а в собственной мастерской. На первый план для меня вышли две автоуслуги: промывка радиатора печки и проточка тормозных дисков. Они помогают поддерживать компоненты машины в оптимальном состоянии и нужны регулярно.

Я понял, что мне не составит труда их освоить. Детали во время работы у автомобиля снимать не надо, а значит, подъёмник и помощники не понадобятся. Я смогу работать один, используя только домкраты. Также я прикинул, что поменять сами диски или тормозные колодки мне тоже не составит труда, поэтому решил обозначить эти услуги как дополнительные.

Узнал спрос и установил цены с помощью «Авито»

Я разместил тестовое объявление на «Авито». Цены в нем указал средние по рынку на тот момент: промывка радиатора печки — от 2000 рублей, проточка дисков — от 1250 рублей (актуальные цены на 2021 год).

Подсмотрел их у конкурентов на «Профи.ру», YouDo и том же «Авито». За день мне позвонили 10 клиентов. И это несмотря на то, что подобных предложений на сайте очень много.

Благодаря тестовому объявлению я понял, что из 10 звонящих:

  • 8 — реальные клиенты, готовые сделать заказ,
  • 2 — звонят «просто уточнить детали»,
  • 5 в день я смогу обслужить.

Таким образом мой доход составит: зимой — 10 000 рублей в день, летом — 6250 рублей.

Как автомобилист, я уже знал, что радиатор печки промывают 1—2 раза за зимний сезон. Без промывки он хуже прогревает салон. Его замена обойдется в 15—20 тысяч рублей (работа мастера + стоимость детали). Услуга особенно актуальна для тех, кто экономит на антифризе и других технических жидкостях.

Тормозную систему обслуживают 2 раза за сезон, как правило, с апреля по ноябрь. Если этого не делать, то в ней заклинивает суппорты и их направляющие. За услугой также обращаются любители быстрой езды. Высокая скорость — перегретые диски, которые надо часто протачивать.

Вот так, набросав простую схему, я сделал вывод — без этих манипуляций с авто ни один водитель обойтись не может, а значит, поток клиентов будет всегда. А ещё эти услуги активно ищут в сервисах объявлений — надо продвигать себя там.

Выбрал помещение под мастерскую

Под мастерскую я искал небольшой гараж, отапливаемый, недалеко от дома, который вместит сам автомобиль и станки. Поиск вел по картам, прикидывая расположение на глаз. Подходящий вариант за 13 000 рублей в месяц (430 рублей в день) попался в районе станции метро «Пражская».

Прежде чем его забронировать, я посмотрел, как будет меняться количество откликов в тестовом объявлении в зависимости от района. Пару дней ставил локацию — станция метро «Пражская». В день звонили 6-7 раз. «Печатники» набирали 6-7 звонков, «Бутово» — 4-5, «Щербинка» — 2. В итоге все-таки выбрал «Пражскую», потому что она ближе к дому.

Выбор места — важный аспект. Надо учитывать близость трасс и доступность места для клиентов. Например, хорошее ли покрытие у подъездных путей. В идеале объехать округу на автомобиле. С этим я успешно справился, но вот другие пункты проигнорировал.

Что не учёл

Что клиенты будут делать, пока я ремонтирую машину? Ждать нужно 1,5 часа, а места в гараже мало — с комфортом там не разместиться. Одних это не смущало — они просто брали такси и ехали пить кофе в ТЦ рядом, другие оставались в мастерской. Пришлось оформить «клиентский уголок», то есть поставить для них кресло.

Как я буду работать без вывески? Не во всех гаражных кооперативах можно снять помещение для работы. А те, что дают согласие, обычно выставляют ряд ограничений. Оказалось, что мне запрещено использовать вывеску. Из-за этого я не могу зарегистрироваться в 2ГИС и «Яндекс.Картах» — нужно прислать её скрин. Без вывески клиентам сложнее меня найти. Нельзя работать после полуночи, потому что электроэнергию в кооперативе отключают с 00:00 до 8:00.

Где взять дополнительную электроэнергию? Мощностей энергосистемы не хватало для станков. На все 500 гаражей кооператива выделяется 30 Кв, я потреблял 4 из них. Электричество часто вырубалось. После года работы, я обзавелся собственным б/у генератором за 20 000 рублей. Он сломался через пару недель. Больше я рисковать не стал и купил новый. А это еще плюс 70 000 рублей — в статью расходы.

Составил простой бизнес-план

Для открытия мастерской были нужны станция для промывки радиатора печки и станок для проточки.

Станция с доставкой из Новосибирска — 65 000 рублей.

Станок с доставкой из Йошкар-Олы — 120 000 рублей.

Все обдумав, я решил заказать только оборудование для промывки. Выкладывать деньги за оба станка сразу — слишком большой риск, вдруг бизнес забуксует. К тому же, раз я начинаю зимой, лучше сосредоточиться на «зимней» услуге.

Итак, я смогу зарабатывать примерно 10 000 рублей в день. Если вычесть из них 430 рублей за аренду, то мой доход чистыми составит 9570 рублей. По моим расчётам получалось, что окупить станцию для промывки можно будет всего за 7 рабочих дней.

Дальше я хотел копить на станок для дисков, чтобы к апрелю, когда начнётся сезон проточки, нужная сумма уже была. Кредит на расходы брать не стал. У меня были сбережения, часть денег я занял у друзей.

После анализа и расчётов, на которые ушла неделя, я заказал оборудование. Доставка заняла две недели.

За это время я подготовил помещение и начал активно искать клиентов. Моё тестовое объявление стало рабочим.

Некоторые клиенты, звонившие по ещё тестовому, согласились ждать, пока я открою гараж. Из них я начал формировать клиентскую базу.

От задумки до запуска автомастерской прошло три недели. Было страшно остаться без финансовой подстраховки, поэтому на первое время я решил:

  • полдня работать в мастерской, а еще полдня — курьером,
  • брать по 2-3 заказа в день.

Чтобы стать курьером, я уже прошёл регистрацию самозанятого в ФНС, так что мог легально начать работу по ремонту авто в любое время.

Из-за чего упускал заработок

Почти сразу я понял, что смогу принимать далеко не каждый заказ. Пришлось, например, отказать владельцу микроавтобуса. К его «начинке» доступ из-под капота отграничен. Нужен подъёмник, которого у меня нет.

Также я не могу промывать радиатор у некоторых моделей Volkswagen и Skoda из-за особенностей их моторов. А на автомобили премиум-класса у меня уходит в 2 раза больше времени. Как-то раз я полдня провозился с проточкой дисков Maybach S-класс 4.7 АТ — пришлось переносить следущие заказы.

Иногда клиентам кажется, что салон не прогревается из-за забитого радиатора. А на самом деле причина в других неисправностях. Сейчас я стараюсь выяснять это по телефону, задавая наводящие вопросы. Раньше из-за отсутствия опыта понимал, когда машину уже привозили в гараж.

Также мне не хватало дополнительных инструментов. Я даже одалживал их у коллег из ближайших автосервисов. Хорошо, что люди там оказались лояльными. Подружился с ними — стали обменивались не только инструментами, но и заказами.

Делал скидки и получал чаевые

Спорные ситуации случались с владельцами «возрастных» машин. В них радиатор изношен и чаще забивается — соответственно, и промывать его надо чаще.

Старался пояснять этот момент: иногда помогало, иногда на «Авито» летели негативные отзывы. Благодарные клиенты оставляли чаевые. Это перекрывало ущерб от недовольных, которым я делал скидки, чтобы удержать.

Я недооценил вложения в рекламу. Бесплатный месяц раскрутки моего объявления на «Авито» истек, и оно стало сползать вниз в поиске. Количество звонков в день сократилось. Я подключил платный пакет продвижения моего аккаунта. С тех пор расходы на него составляют 20 000 рублей в месяц.

Спустя месяц я подвел первые итоги. Доходы были такими, как я планировал. А расходы в процессе работы увеличились.

Тем не менее прибыль смогла покрыть аренду и оборудование. Также я отдал долги, смог отложить деньги на второй станок и через несколько месяцев приобрел его.

Спрос на услуги есть даже в кризис

Первый год работы позволил мне наработать опыт, подсветил ошибки на старте и помог их исправить. Услуги были востребованы: звонков стало больше, клиентская база росла. Тогда я решил, что нужно расширяться, и снял новый гараж в том же кооперативе. Он стоил уже 40 000 рублей, но был просторнее и комфортнее.

В планах было нанять помощника (самозанятым нельзя нанимать сотрудников — прим. редакции) и установить CRM-систему для ведения заказов и бухгалтерии. Только я собрался их воплощать, как объявили мобилизацию, и спрос резко упал. Вместо 10-12 звонков в день стало поступать 5. Их я мог и один обслужить — необходимость в помощнике сразу отпала, как и в CRM.

Я снова переехал в гараж поменьше и выкупил его за 600 000 рублей. В перспективе это поможет мне сократить расходы, так как за 4 года аренды придется выложить столько же. Я планирую сделать там теплоизоляцию и ремонт.

Спектр услуг тоже изменился. Я приобрел станок для проточки снятых дисков. Теперь машину пригонять необязательно, можно просто привезти деталь. Клиенты часто спрашивали про аппаратную замену антифриза — её тоже буду делать.

На мой взгляд, сейчас не лучшее время для бизнеса. Есть проблемы с поставками запчастей в Россию, цены на них выросли. Люди как будто не спешат тратить деньги на автоуслуги, придерживают их до лучших времен. Я ощутил, что клиентов стало меньше, но спрос по-прежнему есть. Моя автомастерская приносит стабильный доход и возвращаться в найм я не собираюсь.

Дата публикации: 3 апреля 2023