УРОКИ БИЗНЕСА

  13 МИН
Дата обновления: 27 июня 2024

Параллельный импорт

Параллельный импорт позволяет ввозить в Россию иностранные товары и не получать на это согласие производителя. Рассказываем, какие правила нужно знать, чтобы проходить таможню без проблем, не ошибаться в подготовке документов и законно продавать импортированные товары в России.

Что такое параллельный импорт

Параллельный импорт — это ввоз зарубежных товаров без разрешения правообладателя. Импорт называется параллельным, потому что официальные продажи через дистрибьюторов идут вместе с продажами самостоятельных импортёров.

При непараллельном импорте схема работы такая:

Теперь же многие иностранные производители отказались работать на российском рынке, и 29 марта 2022 года Правительство России разрешило ввозить в страну продукцию без согласия производителя.

Как работает параллельный импорт:

По новым правилам ретейлер может купить продукцию не от производителя через его дистрибьюторов, а у других продавцов, самостоятельно импортируя товар в Россию. До марта 2022 года такое поведение госорганы оценивали как нарушение закона, сейчас это легально.

Каждая страна самостоятельно решает, требуется ли для ввоза разрешение от правообладателя. По международным правилам торговли параллельный импорт разрешён не только в России — ещё, например, в США, Турции, Канаде и других странах. На юридическом языке это значит режим исчерпания права: он определяет момент, когда правообладатель перестает определять судьбу товара.

Есть две системы ввоза импортного товара, то есть два режима исчерпания права — международный и национальный.

  • При международном режиме согласие на ввоз не требуется. Производитель — он же правообладатель — продал товар первому по цепочке поставщику, и право продажи передаётся по цепочке автоматически. Правообладатель теряет возможность определять судьбу товара в момент первой продажи.
  • При национальном режиме для ввоза товара в страну согласие требуется — неважно, какая цепочка продаж этому предшествовала. Правообладатель теряет возможность определять судьбу товара только после его пересечения границы.

В чём отличие от серого импорта

Иногда параллельный импорт называют серым из-за того, что у импортёра нет согласия правообладателя на ввоз товара под его товарным знаком, но после легализации такой схемы такое сравнение уже не подходит.

При сером импорте товары тоже ввозятся в страну без разрешения правообладателя, но есть разница.


Пример

Степан купил в Казахстане 500 умных часов и решил провезти их нелегально — без таможенного оформления, сдачи деклараций и использования контейнеров. На таможне ему повезло: чемодан не вызвал сомнений, и Степан прошёл к своему самолёту в Россию по зелёному коридору. Все 500 устройств Степан продал своему знакомому предпринимателю. Так в российском обороте появились «серая» продукция.

Или, например, предприниматель купил в Казахстане те же 500 умных часов, упаковал их в контейнеры, но растаможили их не как смарт-часы с установленной пошлиной, а как калькуляторы с гораздо меньшей ставкой. Это тоже «серые» устройства.


Такие схемы незаконны — за нелегальный импорт предусмотрена ответственность.

Что можно ввозить в Россию по параллельному импорту

Ввозить в Россию можно только разрешённые в перечне Минпромторга товары. Первый список товаров утвердили в апреле 2022 года. С тех пор некоторые бренды решили вернуться, а некоторые остававшиеся — уйти, поэтому список регулярно обновляется.

Есть три вида разрешений для параллельного импорта:

  1

Указан код ТН ВЭД и перечислены бренды.

Это значит, что в данной категории товаров разрешен параллельный импорт только этих брендов.

Например, для фотоплёнки моментальной печати указан код ТН ВЭД 3701 20 000 0, а под ним перечислены бренды: FUJIFILM, KODAK. То есть параллельный импорт такой плёнки разрешён только для этих брендов. Ввезти в Россию фотоплёнку Canon без согласия производителя не получится.

  2

Указан код ТН ВЭД с исключением некоторых брендов.

Значит, параллельный импорт разрешён для всей продукции этой категории, кроме названных брендов.

Например, в перечне Минпромторга есть косметика для ухода за кожей (код 3304), средства для волос (3305) и другие категории косметики и парфюмерии. Для этой группы есть много исключений — брендов, которые нельзя ввозить в страну по параллельному импорту. Например, Christian Dior, EISENBERG, Guerlain.

  3

Указан только код ТН ВЭД.

Значит, параллельный импорт разрешён для всей без исключения продукции, относящейся к этому коду. Например, все коды из 89 группы указаны без конкретных брендов и исключений.

Переориентируйтесь на внутренний рынок. Даже если удастся избежать штрафов, отмена любой поставки — потеря прибыли. Чтобы минимизировать риски, ищите способы продавать товар внутри страны.

Какие правила соблюдать, чтобы не нарушать закон

1. Выбирайте подходящие товары

Продукция, которую вы импортируете, должна быть в списке Минпромторга. В таможенной декларации вам нужно указать код ТН ВЭД товара и наименование производителя — то есть правообладателя бренда.

2. Никакого контрафакта

Параллельный импорт разрешает ввоз товаров без согласия правообладателя — но продукция должна быть оригинальной. Нельзя закупить куртки у местной фабрики и пришить к ним логотип известного бренда — это нарушение, за которое грозит может наступить как административная, так и уголовная ответственность.

На таможне вы должны доказать, что товар оригинальный и приобрели вы его легально.

Подготовьте договоры купли-продажи и поставки, подтверждающие легальность цепочки поставок — откуда товар появился у поставщика, следующего поставщика, и как он оказался у вас. Если у таможни возникнут сомнения в оригинальность товара, могут назначить экспертизу.

3. Давайте гарантии

Вне зависимости от того, где и у кого вы закупили товар, у потребителя сохраняется право на гарантию. Покупатель не может обратиться к производителю напрямую, но может требовать исполнения гарантийных обязательств от вас. В зависимости от ситуации вам придётся менять товар, обращаться в сервисный центр за свой счёт или возвращать покупателю деньги.

4. Обеспечивайте безопасность

Ответственность за то, что товар не причинит вред, лежит на вас. Вы должны убедиться, что продукция безопасна, проверить все необходимые документы и передать их покупателю (если это требуется для ваших товаров).

К каждой поставке товара у вас должны быть:

  • товарная или товарно-транспортная накладная с полным наименованием изделий и указанием веса, количества, стоимости,
  • декларация о соответствии, или сертификат соответствия изделия, или свидетельство о государственной регистрации.

5. Маркируйте товары

Некоторые категории товаров нужно маркировать. Список такой продукции постоянно обновляется, сейчас маркировать нужно обувь, одежду, духи, табак и другие категории товаров.

Маркировка — это контрольно-идентификационный код (КиЗ), который производитель помещает на упаковку товара, а покупатель может этот код отсканировать и узнать всю информацию о товаре. Поскольку производитель — иностранная компания, маркировкой должны заниматься вы. Здесь мы подробно рассказывали, как это делать.

При импорте из стран, которые не входят в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), импортёр должен маркировать товар до прохождения таможни. Что нужно сделать:

  • Описать изделия, получив российский код маркировки грузов или используя глобальный — GTIN.
  • Заказать коды через личный кабинет в Честном Знаке и нанести их на продукцию.
  • Подать отчёт в Честный Знак.
  • Заполнить таможенную декларацию.

Риски при торговле через параллельный импорт

Изменчивость кодов ТН ВЭД

Для импорта без разрешения правообладателя товар должен быть в списке Минпромторга. Список постоянно обновляется — появляются новые коды ТН ВЭД и бренды, исключаются ранее актуальные товары. Зачастую узнать об изменениях своевременно бывает сложно.

Критериев, по которым можно было бы понять, что продукция появится в перечне или исчезнет из него, нет — решения Правительства не предугадать.

Такая переменчивость сильно ограничивает горизонт планирования — может произойти ситуация, в которой импортёр внезапно окажется нарушителем.


Пример

Предприниматель вложил деньги в партию товара, а на таможне обнаружилось, что Минпромторг обновил перечень. Теперь таможня не пропускает товар без письменного согласия правообладателя.

Или предприниматель ввёз в страну партию кроссовок без разрешения производителя, пока это было легально, а через неделю производитель вернулся на российский рынок. Теперь производитель требует выплатить сумму ущерба и упущенной выгоды, а ещё намерен обращаться в суд, потому что продавец нарушил его исключительные права.


Строгость таможенных проверок

До апреля 2022 года параллельный импорт считался контрафактом, у таможенной службы была отлаженная схема работы. Обнаруживать нелегальные товары было привычной задачей — согласие правообладателя облегчало таможенный контроль.

Сейчас работа таможни усложнилась, на многих товарах разрешения производителя или дистрибьютора может и не быть. Поэтому таможенные проверки стали жёстче, вопросов стало больше, и подтверждения легальности товаров нужны более убедительные.

Работа по предоплате

Официальный дистрибьютор спокойнее шёл навстречу и предоставлял отсрочку платежа, и она могла передаваться по цепочке поставщиком и дальше. При параллельном импорте большинству продавцов нужна предоплата, поэтому многие предприниматели столкнулись с трудностями в финансовом планировании.

Как пройти таможню

1. Подготовьте документы на товар

Вот список:

  • Устав — для юрлиц.
  • Лист записи ЕГРЮЛ или ЕГРИП (или свидетельство ИНН, если юрлицо или ИП зарегистрировано до 2017 года).
  • Внешнеторговый контракт — договор поставки с иностранным продавцом.
  • Уникальный номер контракта (УНК), если вы покупаете у зарубежного продавца товары на сумму более 3 млн рублей. УНК присваивает банк, когда ставит контракт на учёт.
  • Транспортно-перевозочный документ — CMR, МДП, коносамент, транспортная накладная.
  • Коммерческий инвойс — счёт на оплату.
  • Упаковочный лист — сопроводительный документ к товару. В нём указываются количество единиц товара в упаковке, объём/вес единицы и всего груза, тип упаковки и другие сведения о грузе.
  • Документы на товар, выданные продавцом: гарантийный талон, инструкция и другие обязательные для товара документы.
  • Сертификат происхождения.
  • Разрешительные документы, если они должны быть:
    — сертификат соответствия,
    — декларация о соответствии,
    — лицензия,
    — свидетельство о государственной регистрации
    — регистрационное удостоверение Минздрава,
    — фитосанитарный сертификат.
  • Техническая документация.
  • Описание товара.
  • Руководства по эксплуатации
  • Чертежи, схемы.
  • Фотографии.
  • Технические характеристики товара.
  • Счёт на перевозку товара, договор перевозки (в зависимости от условий контракта).
  • Счёт на услуги страхования (если это предусмотрено контрактом).
  • Банковский документ, подтверждающий оплату поставки по внешнеторговому контракту (в зависимости условий контракта).
  • Документ о внесении платежей на единый лицевой счёт ФТС.
  • Договор с таможенным представителем (если обратились к брокеру).

2. Заполните таможенную декларацию

С 12 марта 2022 действует упрощённый порядок декларирования. ИП и компании могут применять его при ввозе одной поставки или единичного изделия.

Декларация регистрируется за 3 дня и действует 6 месяцев. Импортёру не нужно проставлять на товаре знак «ЕАС».

3. Подайте декларацию и документы на товар

Для импорта из стран ЕАЭС подавать декларацию не нужно. Для всех остальных стран таможенные декларации подаются в центры электронного декларирования (ЦЭД). Для этого нужно зарегистрироваться в качестве участника ВЭД в пункте ФТС, через который вы планируете растаможивать груз.

До подачи декларации груз размещается на терминалах и складах таможенного поста, а саму декларацию подают после выгрузки товара с морского суда или из самолёта, либо после завершения таможенного транзита при автомобильной или железнодорожной перевозке.

В среднем таможня проверяет декларацию за 4-5 часов — это называется выпуском таможенной декларации. Минимальный срок проверки — около 10 минут, такое бывает при регулярных отгрузках. А в ряде случаев проверка может занять до 10 дней, если таможенникам придётся проверить груз или запросить у вас дополнительные документы.

4. Оплатите таможенную пошлину, НДС и таможенный сбор

Проверьте подходящие таможенные ставки, оплатите таможенный сбор и рассчитайте НДС. Можно воспользоваться сервисом уплаты таможенных платежей. С ним можно проверять платежи и сообщения ФТС, отправлять документы, оплачивать таможенные платежи, выгружать отчёты.

НДС нужно заплатить до 20 числа месяца, следующего за месяцем ввоза товаров. Сумму НДС в конце года можно будет вычесть и уменьшить общую сумму налогов.

Автор: Полина