УРОКИ БИЗНЕСА

  6 МИН

Дата обновления: 9 января 2025

Как платить самозанятому по договору

Бизнес, который оформляет договор с самозанятым лицом, привлекает повышенное внимание со стороны налоговой: сотрудники ФНС могут заподозрить предпринимателей в подмене трудовых отношений. В статье — как избежать штрафов со стороны налоговой и что учесть в договоре с исполнителем, применяющим налог на профессиональную деятельность (НПД).

Налог на профессиональный доход применяют самозанятые — это физические лица, которые не имеют постоянного работодателя и не привлекают сотрудников по трудовых договорам. Ограничения по применению налога установлены законом.

Самозанятые граждане платят налоги по сниженной ставке: 4% при работе с физическими лицами и 6% — с юридическими. За сотрудника по трудовому договору бизнес платит больше: 13% плюс страховые взносы. В связи с этим недобросовестные предприниматели расторгали трудовые договоры с сотрудниками и оформляли их как самозанятых.

В чём риск работы с самозанятыми

Главный риск сотрудничества с самозанятыми — это переквалификация гражданско-правового договора (ГПХ) в трудовой. Если это произойдёт, допустим, спустя год после сотрудничества, работодатель будет обязан выплатить отпускные, больничные и сверхурочные за весь этот период. Кроме того, бизнес могут привлечь к административной ответственности за нарушение трудового законодательства.

Что может вызвать подозрения у налоговиков

Подозрительными будут, например, такие признаки, причём не какой-то один, а их совокупность:

  • самозанятый оказывает услуги на постоянной основе;
  • компания — единственный источник дохода самозанятого;
  • в договоре с самозанятым указана его трудовая функция, а не конкретная задача или проект, акты выполненных работ заполняются формально, без конкретики;
  • заказчик прописывает в договоре режим самозанятого: время и длительность выполнения работ, выходные дни;
  • самозанятый выполняет работу в офисе заказчика и использует его материалы и оборудование.

Полный перечень признаков подмены трудового договора — в разъяснении налоговой.

При выявлении подобного налоговая проводит проверку. И, если признаки трудовых отношений подтвердятся, инспекция аннулирует чеки самозанятого и потребует от организации выплатить все недостающие налоги за этот период.

Что нельзя делать в работе с самозанятыми

Заключать договор с официально не зарегистрированным самозанятым

Если подрядчик окажется без статуса самозанятого, компании придётся заплатить за него 13% подоходного налога и штраф в случае налоговой проверки. Проверить регистрацию самозанятого можно на сайте ФНС.

Привлекать самозанятого для оказания услуг, не подпадающих под налоговый режим

В законе прописаны виды деятельности, недоступные для самозанятых лиц. Например, нельзя нанять самозанятого как посредника или агента.

Заключать договор с бывшим сотрудником

Плательщиков НПД, с которыми у компании ранее были трудовые отношения, нельзя нанимать как самозанятых в течении двух лет с момента увольнения.

Подменять трудовые отношения договором ГПХ

Чтобы избежать подозрения по этому пункту, проверьте штатное расписание. Если в нём есть должность, предполагающая те же обязанности, что и у самозанятого, это может вызвать вопросы у налоговой.

Заключать шаблонный договор

Чтобы снизить риски, уделите внимание составлению договора. Формулировки не должны смущать налоговую.

Как составить договор, чтобы сохранить деньги

При работе с самозанятым ИП и юрлица заключают договор гражданско-правового характера (ГПХ): подряда, оказания услуг, перевозки или авторского заказа.

В документе укажите:

  • дату заключения договора и срок его действия;
  • предмет договора;
  • права и обязанности сторон;
  • описание процедуры сдачи и приёмки работы;
  • последствия оказания услуг ненадлежащего качества;
  • стоимость услуг и способ их оплаты;
  • ответственность сторон;
  • порядок изменения отдельных положений договора;
  • порядок разрешения споров;
  • реквизиты подрядчика и заказчика.

Если вы договорились заплатить подрядчику сумму до 10 тысяч рублей, можно обойтись без договора. Допустим, для починки проводки в офисе.

Что важно указать в договоре

  • Исполнитель работает в статусе самозанятого

«Если самозанятый снимается с учёта, заказчик об этом никак не узнает. И при налоговой проверке компании начислят штрафы. В договоре важно прописать, что самозанятый обязан уведомить о снятии с учёта.

Услуга «Зачисление выплат самозанятым» в рамках зарплатного проекта поможет снизить этот риск. При переводе средств сервис автоматически проверяет актуальный статус регистрации самозанятого. Если у получателя нет статуса самозанятого, выплата произведена не будет».

Мария, эксперт Сбера по теме самозанятости

  • Самозанятый обязан уведомить о смене статуса

Если самозанятый самостоятельно снялся с учёта в налоговой или превысил лимит по заработку в 2,4 миллиона рублей, он обязан сообщить вам об этом. В обоих случаях специалист перестаёт применять специальный налоговый режим.

  • Работодатель не платит НДФЛ

Пропишите в договоре формулировку «Заказчик освобождается от обязанности перечислять налоги и страховые взносы за Исполнителя в бюджет РФ на основании п. 8 ст. 2 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ».

  • Самозанятый обязан выдавать чеки

Самозанятые граждане обязаны предоставлять онлайн-чеки для подтверждения расходов организации.

Этот процесс можно автоматизировать. При расчётах через «Зачисление выплат самозанятым» в личном кабинете СберБизнеса появится файл со ссылками на чеки исполнителей, предоставивших Сберу права на регистрацию дохода.

Главное

  • Компании нельзя работать с самозанятым, если он раньше был сотрудником в штате. Ограничение длится два года.
  • Если контролирующие органы решат, что сотрудничество с самозанятым похоже на работу в штате, договор ГПХ переквалифицируют в трудовой и обяжут произвести все положенные сотруднику выплаты.
  • Заключать шаблонный договор — риск для любого бизнеса. Учитывайте и прописывайте в договоре нюансы взаимоотношений между вами и самозанятым.

Автор: Анастасия