УРОКИ БИЗНЕСА

  8 МИН

Дата обновления: 19 июля 2024

Конкурентный анализ в интернете

Запускаете рекламную кампанию в интернете — проведите анализ конкурентов. В статье рассказываем, на что обращать внимание.

Для чего проводят конкурентный анализ

Представьте, вы — владелец салона красоты. Вы знаете всё о том, как привлекать клиентов через интернет:

  1. Написали продающие тексты;
  2. Сделали классный дизайн сайта и запустили его;
  3. Подключили аналитику сайта;
  4. Запустили контекстную рекламу и оптимизировали контент на сайте под поисковые системы;
  5. Регулярно обновляете контент в Яндекс.Дзене и соцсетях.

Вы вложили 1 миллион рублей, а заработали — 5,6 миллионов. В отчёте это выглядело так:

Вы встретились с подругой, которая владеет похожим салоном, и похвастались, как получилось окупить вложения в рекламу. На что она ответила, что с такого же количества вложенных денег заработала 10 миллионов рублей.

Разница в конверсии. У подруги-конкурента выше процент посетителей, купивших услугу.

Почему у вас купили на 5 миллионов рублей, а у конкурента — на 10 миллионов?

Причин может быть много, вот некоторые из них:

  • вы выбрали не тот рекламный канал;
  • неудобный сайт или непродающие тексты — например, вы не донесли ценность продукта или забыли добавить призыв к действию;
  • плохой сервис — консультанты недостаточно хорошо обрабатывали заявки.

Что вам нужно сделать:

  1. Понять, что хочет клиент;
  2. Узнать, что продает конкурент;
  3. Улучшить продукт;
  4. Изменить позиционирование компании или усовершенствовать креативы;
  5. Усилить каналы и сервис.

Конкурентный анализ помогает в построении маркетинговой стратегии или её корректировке. Цель — изучить CJM конкурента (с англ. Customer Journey Map — карта клиентского пути): найти недочёты и хорошие примеры. Рабочие механики можно будет использовать на своём сайте, а ошибки — не повторять.

Кто забирает ваши деньги

Допустим, вы владелец суши-бара. При составлении списка конкурентов для анализа обращайте внимание на:

  • прямых конкурентов — это суши-бары с таким же меню и таким же средним чеком;
  • конкурентов-субститутов — бары, которые предлагают не только роллы, но и, например, пиццу;
  • потенциальных конкурентов — бары, которые продают роллы другой целевой аудитории, допустим, их средний чек выше, чем ваш;
  • малоопасные конкуренты — кофейни в центре города.

В первую очередь, анализируйте прямых конкурентов. Если таких мало, расширяйте список до косвенных.

На кого смотреть:

  • лидеры рынка,
  • молодые и активные,
  • зарубежные.

Зарубежные компании часто задают тренды, которые можно привнести на наш рынок. У тех компаний, которые недавно вышли на рынок, и тех, кто уже занял лидирующие позиции, будут разные маркетинговые стратегии. Обращайте внимание на все категории.

Чем больше конкурентов оцените, тем полноценнее картину получите. Чтобы составить план маркетинговых активностей, будет достаточно 3 досконально изученных конкурентов.

Где искать конкурентов

1

Опрос клиентов

Допустим, у вас рекламное агентство. Клиент позвонил узнать о стоимости комплексной услуги и в разговоре заметил, что обращался за этой же услугой к типографии. Вы даже не подозревали, что типография может быть вашим конкурентом. Но в голове клиента вы схожи, ваша задача — выяснить почему и отстроиться от конкурентов.

2

Поисковая выдача

Смотрите на лидеров контекста.

3

Яндекс.Директ

Во вкладке по ключевым словам можно увидеть всех, кто опубликовал платную рекламу по вашему профилю.

Что анализировать

Собирайте «досье» на конкурентов и обновляйте или дополняйте его примерно раз в квартал.

Компания и продукт

Изучите то, как компания говорит о себе. Как правило, это можно найти на главной странице и в разделе «О компании».

На что смотреть:

  • слоганы,
  • заголовки,
  • описания продуктов,
  • примеры работ.

То, как конкурент представляет своё УТП (уникальное торговое предложение), можно найти на страницах о его услугах и продуктах:

  • какие продукты или услуги компания предлагает рынку, какие уникальные характеристики приписывает своему товару;
  • с кем сотрудничали на основе реализованных кейсов, отзывов и логотипов;
  • кто целевая аудитория, судя по позиционированию.

Посмотреть, как менялось позиционирование компании, можно с помощью сайта archive.org, который сохраняет изначальный вид веб-страниц. Например, с помощью старых данных можно узнать, как конкуренты наращивали клиентскую базу или как менялись их рекламные креативы.

Каналы привлечения

Изучайте, откуда к конкурентам приходят клиенты:

  1. Офлайн-реклама. Выгрузки можно найти на MediaScope.
  2. Участие в тендерах. Например, вы зашли на сайт к конкуренту с большими оборотами. Страница выглядит как в 90-е: неудобный интерфейс, подвисающие рубрики. И у вас возникает вопрос, как при таком сайте они привлекают клиентов. Такое встречается среди B2B компаний: сайт не для привлечения клиентов, а «чтобы был». Крупные заказы они выигрывают в тендерах. Проверить можно на сайте client.findtenders.ru.
  3. Диджитал-каналы. Аналитику можно получить через сервис similar.web. Есть разбивка входящего трафика по каналам: реферальный (внешние сайты), email-рассылки, поисковый трафик, соцсети.

Инфополе

Собирайте «профайл» компании из открытых источников: соцсети, комментарии, упоминания в СМИ, отзывы сотрудников на сайтах по поиску работы, упоминания на тематических форумах. Узнать, какая репутация у конкурента в социальных сетях, можно с помощью сервиса Babkee.

Сайт

Проверяйте:

  • юзабилити — насколько сайт удобный и понятный в использовании;
  • скорость загрузки страниц. Можно проверить через pagespeed.web.dev;
  • правило «5 секунд»: понятно ли с первого взгляда, о чём страница, отвечает ли она на главные вопросы продающего лендинга: почему этот продукт, почему у нас, почему эта цена, почему именно сейчас? К примеру, на странице открытия расчётного счёта в СберБизнесе можно найти ответы на каждый из этих вопросов.
  • механизмы вовлечения и удержания на сайте: 3D-туры по производству, видеоролики, статьи, новости, обзоры, игры, тесты;
  • триггеры доверия: фото сотрудников, дипломы, отзывы;
  • как захватывают лиды. Собирать лиды на сайте можно при помощи: корзины, онлайн-консультантов, сервиса обратного звонка, мессенджеров и др.

Поп-ап для захвата лидов на сайте СберБизнеса

Тайный покупатель

Когда вы собрали информацию из открытых источников, проверьте качество сервиса и путь клиента после того, как он оставил свои данные на сайте.

Позвоните или оставьте заявку.

На что обращать внимание:

  • скорость реакции;
  • соблюдение графика рабочего дня — позвоните за 5 минут до начала и окончания рабочего дня;
  • отстройка от конкурентов — представьтесь клиентом, который выбирает между вашей компанией и конкурентом, запишите скрипт консультанта;
  • манера общения и техники продаж.

Выводы

После того, как вы провели анализ, составьте список маркетинговых гипотез, которые будете проверять.

Главное

  • Конкурентный анализ помогает в построении маркетинговой стратегии или её корректировке.
  • В первую очередь анализируйте прямых конкурентов. Смотрите на лидеров рынка, молодые и активные компании, зарубежных коллег.
  • Варианты поиска конкурентов: опрос клиентов, поисковая выдача, раздел Яндекс.Директа.
  • Анализируйте компанию и продукт, её сайт и соцсети, отзывы на форумах. Берите на заметку удачные примеры.

Автор: Анастасия