УРОКИ БИЗНЕСА

     6 МИН
Дата публикации: 16 октября 2023

Корпоративная культура: что это такое и зачем внедрять её в компании

Корпоративная культура — модель, по которой сотрудники компании взаимодействуют друг с другом и клиентами. Это не только корпоративы и тимбилдинги. В статье — что ещё входит в корпоративную культуру и зачем это нужно бизнесу.

Элементы корпоративной культуры

Корпоративная культура включает в себя ценности, традиции и стандарты поведения в компании. Она работает как внутри организации, так и вне её.

Внешние элементы

  • Ценности и миссия

Ценности — основные принципы, которыми руководствуется компания. Например, инновации, равные возможности, социальная ответственность и другие.

Миссия отражает эти ценности и определяет то, к чему компания стремится. Она служит своего рода ориентиром для всех сотрудников, позволяя понять цель компании и работать в одном направлении.

Например, у Microsoft миссия звучит так: «Помочь каждому человеку и каждой компании на планете достигать большего».

  • Корпоративная символика

Логотип, гимн и фирменный стиль. Например, фирменный зелёный цвет Сбера используется в логотипе, на сайте, в рекламных материалах.

Скриншот со страницы вакансий ПАО Сбербанк на портале HeadHunter

Внутренние элементы

  • Профессиональная этика

Набор правил и норм, которые определяют, каким образом сотрудники должны вести себя на рабочем месте. Например, быть честными и сохранять конфиденциальность.

  • Нематериальная мотивация

Это могут быть корпоративы, бесплатное обучение, возмещение затрат на фитнес или питание.

Также это может быть понятная и досягаемая возможность карьерного роста. Например, каждому специалисту имидж-лаборатории «Персона» присваивают грейд и дают карту развития: на что обратить внимание и какие навыки улучшить, чтобы перейти на следующий грейд.

А в компании «Буше» — оплачивают проезд и дают бонус, если сотрудник не курит.

Фотопромо для привлечения новых сотрудников, «Буше», г. Санкт-Петербург

Функции корпоративной культуры

  • Создаёт и поддерживает имидж компании

Корпоративная культура помогает определить и подчеркнуть идентичность компании. Она отражает ценности, принципы и цели организации, помогает создать единое видение и миссию, которые разделят сотрудники.

Скриншот со страницы вакансий ПАО Сбербанк на портале HeadHunter

  • Укрепление командного духа и вовлечённости сотрудников

Общие ценности и принципы помогают сотрудникам чувствовать себя частью команды и работать вместе на достижение общих целей. Например, организация бесплатного выезда на природу для отдела, сотрудники которого достигли лучших показателей за квартал.

  • Влияние на организационную эффективность

Когда сотрудники разделяют общие ценности и действуют в соответствии с ними, это способствует более согласованной работе и благоприятной среде в коллективе. В такой атмосфере коллегам легко взаимодействовать друг с другом, что снижает риск текучки кадров.

  • Функция адаптации

Для сотрудников это может быть:

- бадди, который помогает освоиться на новом месте;

- email-рассылки для новичков;

- раздатки с правилами поведения и формой коммуникации (почта или мессенджеры) и прочее.

Для партнёров: экскурсия по головному офису компании.

Как сформировать и внедрить корпоративную культуру

Допустим, коллеги любят играть в настольные игры и собираются по четвергам после работы. Начальник или собственник заметил пристрастие подчинённых и предложил оплатить новые комплекты игр или создать клуб с турнирами и наградой от руководства. Это пример стихийного формирования корпоративной культуры.

Сформировать её в соответствии с ценностями собственника компании можно так:

1

Определите ценности и миссию

Руководство должно ясно сформулировать ценности, которые хотят привить всем сотрудникам. Миссия компании должна быть ясной и понятной. Она определяет цель, к которой компания стремится.

2

Вовлеките сотрудников

Проведите встречи или опросы, чтобы выяснить, какие ценности они считают важными и какую культуру хотят видеть внутри компании. Это поможет создать у сотрудников чувство принадлежности.

3

Обучите

Это могут быть: тренинги, воркшопы, руководства или лекции. Например, в одном из отделов центрального аппарата Сбера каждого нового сотрудника встречают с воздушными шарами на новом месте и вводной лекцией, на которой рассказывают о возможностях для сотрудников. Новички узнают о том, что в офисе нет строгого дресс-кода, есть доступ в бесплатный спортзал и большой выбор настольных игр.

4

Создайте символы и ритуалы

Создайте традицию в своей команде, например каждую пятницу заказывать на обед пиццу. Или придумайте ритуал, который будет настраивать команду на рабочий день: например, устраивать десятиминутки за чашкой утреннего кофе, где каждый сотрудник будет говорить по одному факту, который их порадовал в предыдущем дне.

5

Внедряйте, измеряйте и исправляйте

Измеряйте удоволетворённость атмосферой на работе с помощью анкетирования, опросов, отзывов сотрудников, оценок производительности. Если какие-то элементы не работают, не бойтесь их менять и адаптировать в соответствии с потребностями компании.

Например, раз в квартал делайте email рассылки с небольшими опросами. В них можно спросить о том, как по пятибалльной шкале сотрудники оценивают атмосферу на работе, и что их не устраивает, если они снижают оценку. Лучше делать опросы анонимными, чтобы сотрудники могли дать честную и объективную обратную связь.

Главное

  • Корпоративная культура включает в себя ценности, традиции и стандарты поведения в компании. Она работает как внутри организации, так и вне её.
  • Внешние элементы — это ценности и миссия, корпоративная символика; внешние — профессиональная этика и нематериальная мотивация сотрудников.
  • Корпоративная культура создаёт и поддерживает имидж компании, укрепляет командный дух, увеличивает организационную эффективность и выполняет функцию адаптации.
  • Сформировать корпоративную культуру в соответствии с ценностями собственника компании можно так: определите ценности и миссию, вовлеките и обучите сотрудников, создайте символы и ритуалы, внедряйте, измеряйте и исправляйте.

Автор: Ася