УРОКИ БИЗНЕСА
6 МИН
Дата публикации: 16 октября 2023
Корпоративная культура: что это такое и зачем внедрять её в компании
Корпоративная культура — модель, по которой сотрудники компании взаимодействуют друг с другом и клиентами. Это не только корпоративы и тимбилдинги. В статье — что ещё входит в корпоративную культуру и зачем это нужно бизнесу.
Корпоративная культура включает в себя ценности, традиции и стандарты поведения в компании. Она работает как внутри организации, так и вне её.
Ценности — основные принципы, которыми руководствуется компания. Например, инновации, равные возможности, социальная ответственность и другие.
Миссия отражает эти ценности и определяет то, к чему компания стремится. Она служит своего рода ориентиром для всех сотрудников, позволяя понять цель компании и работать в одном направлении.
Например, у Microsoft миссия звучит так: «Помочь каждому человеку и каждой компании на планете достигать большего».
Логотип, гимн и фирменный стиль. Например, фирменный зелёный цвет Сбера используется в логотипе, на сайте, в рекламных материалах.
Скриншот со страницы вакансий ПАО Сбербанк на портале HeadHunter
Набор правил и норм, которые определяют, каким образом сотрудники должны вести себя на рабочем месте. Например, быть честными и сохранять конфиденциальность.
Это могут быть корпоративы, бесплатное обучение, возмещение затрат на фитнес или питание.
Также это может быть понятная и досягаемая возможность карьерного роста. Например, каждому специалисту имидж-лаборатории «Персона» присваивают грейд и дают карту развития: на что обратить внимание и какие навыки улучшить, чтобы перейти на следующий грейд.
А в компании «Буше» — оплачивают проезд и дают бонус, если сотрудник не курит.
Фотопромо для привлечения новых сотрудников, «Буше», г. Санкт-Петербург
Корпоративная культура помогает определить и подчеркнуть идентичность компании. Она отражает ценности, принципы и цели организации, помогает создать единое видение и миссию, которые разделят сотрудники.
Скриншот со страницы вакансий ПАО Сбербанк на портале HeadHunter
Общие ценности и принципы помогают сотрудникам чувствовать себя частью команды и работать вместе на достижение общих целей. Например, организация бесплатного выезда на природу для отдела, сотрудники которого достигли лучших показателей за квартал.
Когда сотрудники разделяют общие ценности и действуют в соответствии с ними, это способствует более согласованной работе и благоприятной среде в коллективе. В такой атмосфере коллегам легко взаимодействовать друг с другом, что снижает риск текучки кадров.
Для сотрудников это может быть:
- бадди, который помогает освоиться на новом месте;
- email-рассылки для новичков;
- раздатки с правилами поведения и формой коммуникации (почта или мессенджеры) и прочее.
Для партнёров: экскурсия по головному офису компании.
Допустим, коллеги любят играть в настольные игры и собираются по четвергам после работы. Начальник или собственник заметил пристрастие подчинённых и предложил оплатить новые комплекты игр или создать клуб с турнирами и наградой от руководства. Это пример стихийного формирования корпоративной культуры.
Сформировать её в соответствии с ценностями собственника компании можно так:
Определите ценности и миссию
Руководство должно ясно сформулировать ценности, которые хотят привить всем сотрудникам. Миссия компании должна быть ясной и понятной. Она определяет цель, к которой компания стремится.
Вовлеките сотрудников
Проведите встречи или опросы, чтобы выяснить, какие ценности они считают важными и какую культуру хотят видеть внутри компании. Это поможет создать у сотрудников чувство принадлежности.
Обучите
Это могут быть: тренинги, воркшопы, руководства или лекции. Например, в одном из отделов центрального аппарата Сбера каждого нового сотрудника встречают с воздушными шарами на новом месте и вводной лекцией, на которой рассказывают о возможностях для сотрудников. Новички узнают о том, что в офисе нет строгого дресс-кода, есть доступ в бесплатный спортзал и большой выбор настольных игр.
Создайте символы и ритуалы
Создайте традицию в своей команде, например каждую пятницу заказывать на обед пиццу. Или придумайте ритуал, который будет настраивать команду на рабочий день: например, устраивать десятиминутки за чашкой утреннего кофе, где каждый сотрудник будет говорить по одному факту, который их порадовал в предыдущем дне.
Внедряйте, измеряйте и исправляйте
Измеряйте удоволетворённость атмосферой на работе с помощью анкетирования, опросов, отзывов сотрудников, оценок производительности. Если какие-то элементы не работают, не бойтесь их менять и адаптировать в соответствии с потребностями компании.
Например, раз в квартал делайте email рассылки с небольшими опросами. В них можно спросить о том, как по пятибалльной шкале сотрудники оценивают атмосферу на работе, и что их не устраивает, если они снижают оценку. Лучше делать опросы анонимными, чтобы сотрудники могли дать честную и объективную обратную связь.
Автор: Ася