Что сделать перед поездкой
Заранее найдите работу, чтобы не тратить время на поиски
Вакансии можно найти через агентства по найму в вашей стране или через специальные сайты, например, на портале Работа.ру. Узнайте у работодателя или принимающей стороны, какие документы нужны для оформления.
Найти работуВыберите жильё
Можно снять комнату или квартиру, поселиться в хостеле, гостинице или отеле — на долгосрочный или короткий срок. Арендовать жильё удобно и безопасно можно через сервис ДомКлик. Если вы планируете остановиться у друзей или родственников, запишите адрес на русском языке.
Рекомендуем оформить договор с арендодателем, чтобы защитить себя от мошенников.
Выбрать жильёИзучите, как добраться до места назначения
Советуем заранее посмотреть маршрут, например, в сервисе 2ГИС. Вы увидите разные варианты передвижения: на автобусе, метро, электричке или такси, а также время в дороге. Если у вас много вещей, то такси — самый удобный способ добраться до дома/нужного места.
Составить маршрутУзнайте, где можно оформить полис ДМС
В первый день приезда в Россию обязательно оформите полис добровольного медицинского страхования (ДМС). Выбор страховой компании отличается в зависимости от региона. Чтобы в первый день приезда оформить ДМС, заранее прочитайте информацию в интернете, например, по запросу «дополнительное медицинское страхование иностранных граждан в России» или уточните в миграционных центрах.
ДМС нужен всем въезжающим на территорию России. Выбор страховой компании отличается в зависимости от региона.
Для оформления нужно всего два документа:
- Копия паспорта или другого документа, удостоверяющего личность
- Копия миграционной карты
Полезно знать
Принимающая сторона — организация или человек, который предоставляет место жительства и помогает встать на миграционный учёт. Если у иностранного гражданина есть в собственности жилье в России, то он может сам быть принимающей стороной, но только для себя самого.
Обратите внимание
Если у вас есть ребёнок и он будет ходить в детский сад или школу, то ему тоже нужен ДМС. Вы можете оформить детский полис с любым набором базовых и дополнительных программ.
Коротко
- Устраивайтесь на работу только к проверенным работодателям.
- Арендуйте жильё через официальных посредников.
- Подумайте про обмен валюты заранее. В аэропортах и на вокзалах часто невыгодный курс и не везде можно обменять национальную валюту. Лучше взять с собой рубли или доллары. Старайтесь не обменивать деньги в подозрительных местах.
- Оформите банковскую карту Сбера, чтобы оплачивать услуги и покупки, получать зарплату, переводить деньги близким в мобильном приложении СберБанк Онлайн.
- Чтобы быстро добраться до дома, закажите такси, например, Ситимобил. Из аэропортов также ходят автобусы, в зависимости от региона – аэроэкспресс или электричка.
- Если у вас есть разрешение на временное проживание (РВП) или вид на жительство (ВНЖ), то можете рассчитывать на полис ОМС (обязательное медицинское страхование). Для этого подайте заявление в любую страховую медицинскую организацию.
Что сделать после приезда в Россию
Зарегистрируйтесь
Если у вас нет разрешения на временное проживание (РВП) или вида на жительство в России (ВНЖ), обязательно нужно официально подтвердить своё пребывание в России — так вы сможете работать.
Как поставить ребёнка на миграционный учёт
Это документ с информацией об иностранном гражданине и сроке его временного пребывания в России. Если для въезда в Россию вам не нужна виза, то карта поможет подтвердить ваше право на пребывание в стране.
Её выдадут на границе с Россией — в самолёте или на контрольно-пропускном пункте, если едете автобусом или поездом. Укажите цель въезда: «Частная», «Учёба» или «Работа». Чтобы получить патент на работу, напишите в графе «Цель визита» — «Работа». Если укажете другую цель или не напишите ничего, работать будет нельзя.
При порче или утрате миграционной карты необходимо в течение трёх рабочих дней заявить об этом в территориальный орган МВД России по месту пребывания или регистрации. После этого в течение трёх рабочих дней вам будет выдан дубликат.
Это можно сделать в территориальном органе МВД, в том числе миграционном центре (МЦ), многофункциональном центре (МФЦ), отделении почты или онлайн через портал Госуслуги. Уведомление о прибытии направляет принимающая сторона или, в некоторых случаях, сам иностранный гражданин.
Какие документы иностранного гражданина нужны для учёта по месту пребывания:
- Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность
- Нотариально заверенный перевод документа, удостоверяющего личность
- Уведомление о прибытии
- Копия миграционной карты
- Заполненное заявление о постановке на учёт
Вам выдадут отрывную часть бланка уведомления с отметкой о миграционном учёте, который нужно носить с собой.
Дополнительно принимающая сторона должна предоставить:
- Паспорт, если уведомление подаётся не в электронной форме
- Копию документа о праве пользования жилым или иным помещением, предоставляемым для фактического проживания иностранному гражданину
- Если принимающая сторона — организация, то потребуется копия документа, подтверждающая ее полномочия
- Пройти медкомиссию
- Сдать тест на знание русского языка, истории России и основ законодательства РФ
- Оформить полис добровольного медицинского страхования (ДМС)
- Оформить патент
- Сдать отпечатки пальцев
- Оформить идентификационный номер налогоплательщика (ИНН)
Получите ИНН
ИНН — это идентификационный номер налогоплательщика, то есть каждого гражданина, поставленного на учёт в налоговых органах Российской Федерации.
Когда обязательно оформлять ИНН:
- Вы собираетесь жить и работать в России по патенту
- У вас есть имущество в России, например, недвижимость и автомобиль
- При наличии РВП или ВНЖ
Что нужно для оформления ИНН
- Заявление о постановке на налоговый учёт
- Один из нижеперечисленных документов:
- вид на жительство иностранного гражданина с отметкой о регистрации по месту жительства в России
- документ, удостоверяющий личность, с отметкой о регистрации по месту проживания в России
- отрывная часть бланка уведомления о прибытии с отметкой органа миграционного учёта или миграционная карта с отметкой органа миграционного учёта о регистрации по месту временного пребывания
Важно
Подать заявление и получить ИНН можно в налоговой по месту жительства или пребывания. Выдадут его в том же месте, где вы подавали заявление.
Оформите патент на трудовую деятельность
Без патента в России работать нельзя гражданам стран, не требующих получения визы (за исключением отдельных категорий иностранных граждан). Чтобы оформить документ, в течение 30 дней после прибытия в Россию подайте заявление в территориальный орган МВД, в миграционный центр, в МФЦ или через портал Госуслуги.
Важно
Граждане Беларуси, Казахстана, Армении или Кыргызстана могут работать в России без патента.
Какие нужны документы
- Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, и его нотариально заверенный перевод
- Миграционная карта с целью въезда «Работа»
- Полис добровольного медицинского страхования (ДМС), оформленный в регионе России, где вы планируете работать
- Справка об отсутствии опасных заболеваний
- Документ, подтверждающий владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации
- Документ о постановке на учет по месту пребывания
Если вы нарушили срок подачи документов для оформления, потребуется квитанция об оплате штрафа.
В течение двух месяцев со дня получения патента копию трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ/оказание услуг необходимо подать лично или направить почтой (с уведомлением о вручении) в уполномоченный орган, выдавший патент.
О патенте
Патент действует от 1 месяца до года, стоимость отличается в зависимости от региона. Патент нужно оплачивать регулярно, для этого рекомендуем оформить банковскую карту, с которой удобно оплачивать патент в банкоматах или мобильном приложении без комиссии. В случае отказа в выдаче патента повторно обратиться можно не раньше, чем через год.
Работать в России можно и без патента
- Гражданам Беларуси, Казахстана, Армении и Кыргызстана оформлять патент не требуется. Если планируете оказывать услуги, продавать товары собственного производства, сдавать квартиру в аренду, воспользуйтесь сервисом СберБанка «Своё дело», чтобы стать самозанятым.
- При оформлении самозанятости вы сможете легально работать в России, открыто рекламировать свой бизнес, взаимодействовать с контрагентами без посредников.
- Подключение сервиса бесплатно, нужна только карта СберБанка для установки приложения СберБанк Онлайн.
Оформите банковскую карту
Например, дебетовую СберКарту, с которой удобно:
- Получать зарплату — в этом случае обслуживание карты бесплатное.
- Сохранять своё время и силы: для оплаты и переводов не надо ходить в банк или искать банкомат. Достаточно открыть приложение СберБанк Онлайн и провести нужную операцию.
- Оплачивать патент – удобно оплатить патент прямо в СберБанк Онлайн без комиссий. К тому же без патента нельзя официально работать.
- Хранить деньги в безопасности. А если кошелёк с картой украдут, сможете заблокировать карту — и мошенники не доберутся до ваших денег.
- Переводить деньги родственникам и друзьям, в том числе за рубеж.
- Оплачивать аренду квартиры по договору, а также мобильную связь.
- Легально зарабатывать деньги как самозанятый, пользоваться продуктами и услугами банка.
Важно
Оформляйте карту только на официальном сайте банка. Вы не сможете получить карту без документа, подтверждающего право на пребывание в России.
Как оформить карту
Онлайн с телефона или компьютера
Это быстро и безопасно — понадобится только паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, и мобильный телефон российского оператора. О готовности карты вы узнаете через СМС и сможете забрать её в офисе банка.
Подать заявкуВ офисе СберБанка
В любом офисе СберБанка сотрудники помогут оформить карту и проконсультируют по другим банковским продуктам и сервисам
Выбрать офис
Заключите договор с работодателем
Официальный трудовой договор может предотвратить риск остаться без заработной платы. После того, как вы и работодатель подписали документ, не забудьте забрать вашу копию.

- Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность
- Нотариально заверенный перевод документа, удостоверяющего личность
- Трудовая книжка. Если у вас её нет, то ее может оформить работодатель
- ИНН
- Страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС). Если у вас его нет, то работодатель поможет его оформить
- Документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний (при необходимости)
- Справка о наличии (отсутствии) судимости (при необходимости)
- ДМС (не требуется гражданам Беларуси, а также при наличии РВП или ВНЖ)
- Патент (при необходимости)
За что могут оштрафовать или депортировать
- Нарушение правил въезда либо режима пребывания в России
- Нарушение правил миграционного учёта
- Нарушение срока обращения за выдачей патента
- Если цель въезда не соответствует деятельности или роду занятий в России
Коротко
- После приезда в Россию официально оформите свое пребывание
- Не забудьте оформить патент на трудовую деятельность. Важно, чтобы в миграционной карте целью визита была указана «Работа». Иначе работать вы не сможете.
- Оформите банковскую карту, чтобы удобно переводить деньги родным и друзьям, получать зарплату, оплачивать патент и хранить деньги в безопасности.
- Заключите официальный трудовой договор с работодателем и оставьте копию себе.