УРОКИ БИЗНЕСА
17 МИН
Дата публикации: 19 сентября 2024
Фрустрация: что это и как с ней справляться в работе и в бизнесе
Erid: 2RanymxYgUY
В работе, как и в жизни, не все планы осуществляются как задумано, а иногда и вовсе не реализуются. Это может привести к фрустрации и нежеланию двигаться вперёд. Вместе с психологом Олесей Княжевой разбираемся, что это за состояние, как с ним справиться руководителю и как помочь преодолеть его сотрудникам.
В классическом понимании фрустрация ― это состояние, которое возникает в результате невозможности удовлетворить определённую потребность или достичь поставленной цели. Сейчас этот термин всё чаще используют для описания состояния, при котором цель сложна, но всё-таки достижима. Характерные признаки фрустрации: апатия, раздражение, ощущения бессилия и дезориентации.
Человека, который испытывает фрустрацию длительное время, видно сразу.
У него плохое настроение не один-два дня, а постоянно. Он теряет ко всему интерес, замыкается, становится апатичен, постоянно подавлен, переживает по незначительным поводам, это отражается на его здоровье, эмоциональном состоянии. Он может стать агрессивным и раздражительным. Такой человек выделяется. Сам он может испытывать чувство неудовлетворения, тревожность, ощущение, как будто находится в замкнутом круге, из которого никак не может выбраться, отчаяние и безысходность. Например, он делает задачу ― не получается, снова пробует ― опять не выходит. Расстраивается ещё сильнее или начинает обвинять всех вокруг.
Олеся Княжева, психолог
В бизнесе с фрустрацией может столкнуться как сам предприниматель, так и его сотрудники. Сложные переговоры, сорванные контракты из-за непростых внешних обстоятельств, например, пандемии или геополитической нестабильности ― много ситуаций, на которые владелец бизнеса и его менеджеры не могут повлиять. Как следствие, теряется мотивация и отсутствуют силы что-либо делать.
Если же в состояние фрустрации впадут сотрудники, они будут терять интерес к работе, уверенность в том, что могут решать сложные задачи, начнут уходить на больничные. На других работников ляжет большая нагрузка, что может привести к текучке кадров. Есть такое явление, как «заразность коллектива», когда в состояние фрустрации впадает не один человек, а несколько. Люди даже могут начать увольняться друг за другом, видя в чужой решительности поменять работу и жизнь пример для подражания.
С биологической точки зрения, фрустрация естественна. Она побуждает человека развиваться, расти и преодолевать сложности. Однако если это состояние затягивается, оно может привести к эмоциональному выгоранию и депрессии.
Спусковым крючком к состоянию фрустрации могут стать следующие причины.
Тип реакции на фрустрацию закладывается ещё в детстве и во многом зависит от того, как взрослые реагируют на неудачи ребёнка.
Состоянию фрустрации больше подвержены активные люди с большим потенциалом, которые не боятся трудностей, привыкли ставить цели и достигать их. Такие люди готовы пробовать, совершать ошибки, извлекать уроки и идти дальше. Пассивные сотрудники, как правило, избегают разочарования и ситуаций, в которых придётся действовать и что-то решать. Они выбирают только то, что понятно и с чем точно смогут справиться.
Чаще всего на фрустрацию реагируют следующим образом.
Агрессия ― прямое или косвенное проявление гнева на себя или вовне. Не может длиться долго, так как оказывает разрушительное действие на человека. Агрессия заставляет искать пути выхода, побуждает действовать, но не всегда конструктивно.
Снижение уровня эмоционального реагирования ― противоположное агрессии состояние. Оно характеризуется апатией, слезами, подавленностью, внешним безразличием. Человек отказывается принимать ситуацию и продолжает совершать одни и те же шаблонные действия, которые не ведут ни к какому результату. Такой сотрудник будет жаловаться, что у него не получается выполнить задачу, сбрасывать своё эмоциональное напряжение и продолжать делать то же самое. Если не признать, что цели нельзя достигнуть выбранным способом, и не начать что-то менять, в состоянии фрустрации можно застрять надолго.
Уход от действительности ― переход в мир фантазий, в котором цель достигается, в то время как в реальной жизни всё остаётся неизменным либо ухудшается. Например, руководитель верит, что показатели бизнеса улучшатся, когда в мире закончится экономический кризис, и транслирует это своим сотрудникам. Они могут на время утешиться этой мыслью, но когда будут видеть, что реальность и заверения расходятся, начнут фрустрировать ещё больше, а доверять ― меньше.
Есть и другие типы реакций, такие как замещение, уход от внутреннего барьера и фиксация.
Слом внешнего барьера ― единственный конструктивный тип реакции на фрустрацию. Он предполагает отказ от достижения нереальной цели или её корректировку. Можно построить алгоритм, поставить несколько небольших целей, которые постепенно приведут к нужному результату.
Допустим, грузчик хочет стать директором завода. Он должен осознать, что сразу достигнуть этой цели нереально, но можно поставить себе другую цель, которая в будущем приведёт к достижению желаемого. Например, параллельно с работой получить образование экономиста, затем попробовать устроиться на другую должность, постепенно расти и, может быть, однажды прийти к первоначальной цели. Но если грузчик изначально поставит себе цель стать директором, она будет держать его в состоянии фрустрации: с каждым днём человек будет всё сильнее понимать, что его желание нереально. Это приведёт только к разочарованию.
Олеся Княжева, психолог
Эти действия помогут как предотвратить возникновение фрустрации, так и выбраться из неё с наименьшими потерями.
Заняться физической активностью
Сбросить напряжение хорошо помогает физическая нагрузка. Спорт, бег, плавание ― всё это снижает тревогу и помогает управлять своим состоянием. Йога, медитация и другие методики расслабления тоже способствуют уменьшению стресса.
Добавить в жизнь творчества
Помогает переключить внимание, а иногда ― найти креативное решение сложной задачи. Вы можете рисовать картину по номерам, лепить горшки из глины, сочинять стихи ― что угодно, что помогает отвлечься и приносит удовольствие.
Изменить мышление
Можно постараться сосредоточиться на позитивных аспектах жизни и выработать новые способы реакции на сложности.
Это очень сильно помогает, даже когда кажется, что всё плохо и обстоятельства складываются не лучшим образом. Нахождение новых способов реагирования на трудности ― ключевой фактор в преодолении фрустрации. Нужно учиться реагировать спокойно. Говорить себе, что такое состояние иногда возникает, и его нужно принимать. Признать невозможность достижения цели в том виде, в каком вы её поставили, скорректировать её или поставить другую.
Олеся Княжева, психолог
Освоить новые навыки
Саморазвитие и освоение разных сфер деятельности укрепляют уверенность в себе и понимание, что с любой ситуацией можно справиться. Если сосредоточить все свои силы и потенциал в одном направлении, например в работе, то велика вероятность чаще сталкиваться с фрустрацией. Легко потерять внутреннюю устойчивость, если в той единственной сфере, где человек преуспел, он потерпит неудачу.
Заручиться поддержкой близких и профессионалов
В состоянии фрустрации опасно оставаться наедине со своими мыслями. Хорошо, если рядом есть семья или друзья, с которыми можно поделиться переживаниями и сомнениями, проговорить вслух ситуацию, переосмыслить её, скорректировать свои ожидания. Если справиться самостоятельно не удаётся, можно обратиться к психологу. Руководителю или владельцу бизнеса будет полезно пообщаться с бизнес-консультантом, который даст практические рекомендации и предложит совместно составить план выхода из сложной ситуации.
Давать позитивную обратную связь
Похвала и признание значимости руководителем для многих сотрудников имеют большое значение. Людям приятно знать, что их старания видят и ценят. Благодарность можно выразить через словесное поощрение или публичное признание ― награждение грамотой, премию или подарок. Особенно это важно в случае с сотрудниками, которые работают в режиме многозадачности и испытывают постоянный стресс и напряжение. Внимание руководства может стать мотивирующим фактором.
Грамотно распределять нагрузку
Внимательный руководитель может оценить потенциал своих работников. Даже если человек готов работать сутками, скорее всего, он физически не сможет делать это долго, начнёт работать некачественно, заболеет или уволится. Важно грамотно распределять нагрузку исходя из возможностей работников, а не только их желания и инициативы.
Принимать во внимание тип личности каждого работника
Чтобы люди работали эффективнее, стоит обращать внимание на то, к чему склонен тот или иной сотрудник, что его мотивирует.
Нужно вкладываться в своих сотрудников, развивать людей, поощрять, мотивировать различными способами, давать возможность расти, больше зарабатывать и так далее. Руководителю нужно знать особенности своих сотрудников. Одного, например, лучше похвалить, другого ― меньше контролировать, с третьим держать руку на пульсе, четвёртому ― дать возможность проявить инициативу. Если руководитель в контакте со своим коллективом, он понимает, как и с кем обращаться.
Олеся Княжева, психолог
Проводить встречи тет-а-тет
У любого сотрудника должна быть возможность напрямую контактировать с непосредственным руководителем. Встреча с каждым работником один на один ― для руководителя хороший и простой способ узнать, что происходит с персоналом.
На индивидуальной встрече важно создать атмосферу доверия, чтобы у человека возникло желание открыто рассказать о том, что его беспокоит, и поделиться своей проблемой.
Рекомендованный список вопросов, которые руководителю следует задать сотруднику на личной встрече:
Эта техника может помочь и самому руководителю справиться с фрустрацией: нужно письменно ответить на эти вопросы или проговорить ответы вслух. Даже озвучивание проблемы может побудить посмотреть на ситуацию под другим углом и прийти к конструктивному решению.
Поддерживать атмосферу открытости и доверия в коллективе
Если сотрудники знают, что могут прийти со своей проблемой или инициативой к руководству и будут услышаны, это повышает их желание делать для компании больше и выходить за рамки привычных задач.
Платить по рынку и выше
Недостаточная оплата труда ― один из факторов, приводящих в состояние фрустрации. Если же сотрудник доволен уровнем своей заработной платы, её хватает не только на закрытие основных потребностей, у него будут силы и желание расти и развиваться как специалист, а значит, и пользы впоследствии он сможет принести больше.
Нанять корпоративного психолога
Психолог сможет проводить срезы эмоционального состояния персонала, тренинги для сплочения коллектива, выявления лидеров, профилактировать эмоциональное выгорание работников. Проводить опросы и тимбилдинги могут и HR-специалисты.
Если у сотрудников будет возможность индивидуально обратиться к психологу, они смогут обсуждать с ним свои проблемы и сбрасывать эмоциональное напряжение. Наличие такой опции повысит лояльность к работодателю.
Предоставить ДМС
Заботиться о здоровье проще, когда компания этому способствует ― оформляет ДМС, договаривается с клиниками о скидках или освобождает дни для прохождения обязательной диспансеризации.
В СберЗдоровье есть тарифы корпоративной медицины от 3600 рублей на человека в год. Для сотрудников доступны консультации терапевтов, узкопрофильных специалистов и психологов, сдача анализов и телемедицина. К программе можно подключить родственников работника, которые получат доступ к онлайн-консультациям и скидки на приём врача в клинике.
Внедрить систему наставничества
Новым сотрудникам и тем, кто переходит на другую должность, нужно помочь адаптироваться. Этому будут способствовать как понятные должностные инструкции, чек-листы, так и наставники ― более опытные сотрудники, готовые помочь и поделиться опытом. Крупные компании закрепляют за каждым новичком бадди ― человека, который будет отвечать на все возникающие вопросы, знакомить с рабочими процессами и стандартами компании.
Проводить корпоративные мероприятия
Тимбилдинги помогают сплотить коллектив, снизить уровень напряжения, профилактировать возникновение конфликтов.
Предоставлять возможности для роста и развития
Это может быть полная или частичная оплата курсов повышения квалификации, проведение конференций, мастер-классов и вебинаров, скидки на дополнительное обучение.
Автор: Валерия
Реклама. «ИННОВАЦИОННАЯ МЕДИЦИНА» ИНН 9706000111