УРОКИ БИЗНЕСА

10 МИН

Дата публикации: 8 октября 2024

Кто такой HR-специалист и чем он занимается

Erid: 2RanynzG3Yk

Наём квалифицированных кадров ― лишь одна из задач, которыми занимаются HR-менеджеры. Что это за специалисты и зачем они нужны бизнесу ― разбираемся в статье.

Кто такой HR-менеджер

HR-менеджер (от англ. human resources ― «человеческие ресурсы») ― специалист по работе с человеческим капиталом компании, то есть сотрудниками. Он подбирает персонал, обучает его, сопровождает во время адаптации, помогает разрешать конфликты и улучшать психологический климат в команде.

В компании может работать как один специалист, так и целый HR-отдел. Эйчары могут работать в штате, а можно нанять их на аутсорс ― заключить договор подряда с конкретным человеком или кадровым агентством.

В сфере HR разные задачи поручают разным сотрудникам. Но в малом бизнесе один человек может совмещать в себе несколько функций.

Виды HR-специалистов

  • Администратор HR ― начальная позиция, сотрудник-помощник, который занимается небольшими поручениями и простой бумажной работой.
  • Ресёчер ― сотрудник, ответственный за поиск кандидатов. Он размещает вакансии, собирает отклики, ищет релевантные резюме и обзванивает кандидатов.
  • Рекрутер ― тот, кто занимается подбором персонала: интервьюирует и ведёт кандидата от первой встречи до получения оффера.
  • Специалист по кадровому администрированию ― работник, который решает вопросы с документами: оформление и расторжение трудовых отношений, взаимодействие с миграционными службами, отслеживание КПД сотрудников, работа с персональными данными и пр.
  • Специалист C&B (compensations and benefits) ― менеджер по компенсациям и льготам. Разрабатывает мотивационные пакеты, бонусные схемы и вознаграждения таким образом, чтобы они устраивали персонал и укладывались в бюджет компании.
  • Специалист по развитию и обучению ― помогает сотрудникам выстраивать личную траекторию развития и повышения компетенций с опорой на цели компании, ищет тренеров, иногда самостоятельно проводит тренинги и мастер-классы.
  • Специалист по внутренним коммуникациям и HR-бренду ― выстраивает бренд компании в глазах сотрудников и потенциальных соискателей, может вести корпоративный блог, соцсети, организовывать мероприятия внутри компании.
  • HR-generalist ― универсальный сотрудник, который совмещает в себе несколько функций. Он делает практически всё: ищет и нанимает сотрудников, занимается документооборотом, проводит онбординг, занимается обучением, корпоративами и тренингами, готовит документы для увольнения и т. д.Такой сотрудник способен вести дела компании со штатом до 200 человек и может быть незаменим в малом бизнесе, пока внутренние процессы компании не усложнились и не потребовали более узкой экспертизы.
  • HR BP (HR бизнес-партнёр) ― как правило, это HR, который закреплён за подразделением и в курсе всех процессов, связанных с персоналом внутри него. Этот специалист глубоко погружается в задачи бизнеса и его цели, занимается тактикой и реализацией HR-стратегии. Основные функции бизнес-партнёра: операционные задачи, руководство людьми, разрешение конфликтных ситуаций и анализ финансовых показателей компании для понимания того, как с помощью персонала достичь целей бизнеса.
  • Директор по персоналу ― руководитель HR-отдела компании, специалист с экспертизой по всем блокам. Он формирует кадровую политику компании, рассчитывает необходимое количество работников, занимается созданием системы обучения персонала, определяет общую стратегию развития HR-отдела, руководит им, следит за соблюдением норм права в отношении персонала и его трудоустройства.

В чём заключается работа HR

Круг обязанностей эйчара сильно зависит от профиля его должности, но есть блок основных задач, которыми занимается HR-специалист или отдел HR ― в зависимости от размера и потребностей компании.

Исследование рынка труда и аналитика зарплат

У каждой вакансии есть своя вилка зарплат. HR изучает, сколько денег платят специалистам конкуренты, и подсказывает руководству, какие вознаграждения предлагать, чтобы быть в рынке. Также HR-менеджер исследует рынок труда, узнаёт информацию о сотрудниках конкурентов, отслеживает выход подходящего кандидата на рынок. Этот же специалист формирует кадровый резерв, чтобы в случае необходимости предложить кандидатуры работодателю.

Создание профиля должности

Чтобы найти подходящего кандидата, HR определяет, какими «твёрдыми» и «мягкими» навыками должен обладать человек на конкретной позиции. Это и есть профиль должности. Специалист составляет вопросы для собеседования, которые помогут понять, справится ли кандидат с поставленными задачами.

Поиск, наём и увольнение сотрудников

HR составляет тексты вакансий, размещает их на подходящих ресурсах, отбирает кандидатов, проводит собеседования и рассылает офферы. При необходимости эйчары могут хантить, то есть переманивать, сотрудников из других компаний, предлагая им более выгодные условия. Также HR-менеджер сопровождает процесс расторжения трудового договора с сотрудником и помогает достичь взаимных договорённостей.

Компенсации и льготы

Чтобы привлечь лучших сотрудников и удержать их в компании, помимо интересных задач и достойной заработной платы, должно быть что-то ещё. ДМС, премии, дополнительные компенсации и выплаты, корпоративы, подарки детям сотрудников ― всё это весомые поводы для работников ценить компанию и работодателя. Разработкой бонусных пакетов также занимаются HR-специалисты, которых называют менеджерами по компенсациям и льготам.

Адаптация новичков, или онбординг

Когда приходит новый работник, ему нужно время, чтобы привыкнуть к месту. HR-менеджер помогает адаптироваться в команде, проводит встречи, на которых рассказывает о компании, возможностях и обязанностях, знакомит с коллегами. Иногда за сотрудником закрепляют бадди (от англ. buddy, «приятель») ― другого сотрудника, который помогает новичку освоиться, отвечает на его вопросы.

Удержание кадров

В обязанности HR входит профилактика увольнений: проведение корпоративных обучений и других мероприятий, которые сплачивают команду и мотивируют сотрудников дальше работать вместе. Также менеджер беседует с сотрудниками, решившими уволиться, выясняет причины и предлагает им новые условия или помощь в решении проблем.

Развитие HR-бренда

HR-бренд ― репутация работодателя в глазах соискателей. На неё влияют отзывы работников и позиционирование бренда. По этой причине важно расставаться с сотрудниками на хорошей ноте, а в противном случае ― знать, как защитить репутацию и интересы компании в суде. В идеале амбассадорами бренда должны становиться люди, работающие в организации. Также существуют специальные рейтинги, на которые смотрят соискатели. Например, Сбер неоднократно был признан лучшим работодателем России, по версии Forbes и HeadHunter.

Менеджмент людей и сплочение коллектива

Психологический климат важен для комфортной работы. HR улаживает конфликты, проводит тимбилдинги, придумывает и внедряет способы дополнительной мотивации сотрудников, профилактирует фрустрацию и выгорание.

Построение системы управления персоналом

HR общается как с соискателями, так и со штатными сотрудниками и подрядчиками. Помогает работникам выстраивать траектории профессионального развития, направляет на курсы повышения квалификации, мастер-классы и конференции. Занимается горизонтальным и вертикальным перемещением сотрудников между должностями.

Ведение документооборота

В сферу компетенций HR-менеджера входит работа с кадровыми документами. Это офферы для кандидатов, приказы на увольнение, графики отпусков и т. д. Менеджер по работе с персоналом должен хорошо знать Трудовой кодекс, чтобы не допускать ошибок.

Сколько стоит HR-специалист и где его искать

Как правило, заработная плата HR-специалиста складывается из оклада и премий за выполнение KPI. Она может варьироваться от 29 000 до 300 000 рублей в зависимости от уровня компетенций и города. Можно нанять специалиста в штат, а можно ― на аутсорс, и обращаться к его услугам по необходимости.

Пример объявления о поиске HR-специалиста. Источник: Работа.ру

Алгоритм поиска HR-специалиста примерно такой.

  1. Определите перечень компетенций специалиста, который вам необходим. Возможно, сейчас вам нужен тот, кто будет заниматься исключительно поиском и собеседованием подходящих кандидатов, и нет потребности во всех возможных функциях эйчара.
  2. Изучите предложения на сайтах по поиску персонала и зарплатные вилки специалистов подходящего профиля. Определитесь, сколько готовы платить своему работнику. Подробнее о процессе найма сотрудников в штат мы писали в другой статье.
  3. Опросите знакомых предпринимателей. Возможно, вам порекомендуют кандидата или агентство, если вы не хотите нанимать штатного HR-специалиста.
  4. Подпишитесь на профессиональные сообщества в соцсетях. Там можно оставить своё объявление о вакансии или посмотреть уже опубликованные.
  5. Составьте текст вакансии и разместите его на сервисах по поиску работы, например Работа.ру и Hh.ru. Просматривайте отклики и приглашайте заинтересовавших вас кандидатов на собеседования.
  6. На «Работе.ру» есть более 23 миллионов резюме соискателей из любой сферы. Тарифы ― от 0 ₽ для клиентов СберБизнеса.

  7. Посещайте мероприятия, связанные с HR-тематикой, например те, что проводят бизнес-школы. Туда приходят заинтересованные люди, и вы сможете завести полезные знакомства, а возможно, и найдёте нужного специалиста.

Главное

  1. HR-менеджер ― это специалист по работе с сотрудниками. Он занимается подбором персонала, наймом и увольнениями, разрешает конфликты, ищет способы мотивировать и удерживать сотрудников, помогает им расти в профессии, способствует улучшению психологического климата в команде.
  2. В компании может работать один HR-специалист или целый отдел. Такого работника можно нанять в штат или обратиться в агентство и заключить договор подряда.
  3. Заработок HR-менеджера обычно состоит из оклада и премии за выполнение KPI, зависит от города и уровня компетенций специалиста. Найти кандидата можно через сервисы по подбору персонала, по рекомендациям, в профессиональных сообществах и на конференциях по HR-тематике.

Автор: Валерия

Реклама. ООО «РДВ-софт» ИНН 7709969870