УРОКИ БИЗНЕСА
5 МИН
Дата обновления: 27 января 2025
Цифры для понимания: зачем нужны пояснения к бухгалтерскому балансу
С 2025 года вступил в силу новый стандарт ФСБУ 4/2023. Сдать отчётность по новой форме нужно будет в 2026 году до 31 марта. Разбираемся, что входит в пояснения к бухгалтерскому балансу, какие компании обязаны сдавать этот документ в налоговую и чем он отличается от пояснительной записки.
Бухгалтерский баланс — часть бухгалтерской отчётности предприятия. Он состоит из двух разделов: актива (имущество и запасы в денежном выражении) и пассива (то, на что куплено имущество и запасы, — капитал, резервы, займы). Баланс должен сойтись, то есть необходимо, чтобы показатели были одинаковыми. Вот так выглядит шаблон бухгалтерского баланса.
Пояснения тоже входят в состав бухгалтерской отчётности. Они раскрывают принципы бухгалтерского учёта в компании, а также данные, которые нецелесообразно включать в баланс, но важно знать, чтобы реально оценивать финансовое положение компании.
По новому стандарту пояснения к бухгалтерскому балансу должны формировать все организации, даже те, что использует упрощённую систему бухгалтерской отчётности. ИП и самозанятые вести бухгалтерский учёт не обязаны, как и структурные подразделения иностранных компаний.
В пояснениях всё так же нужно указывать информацию, которую вы не раскрыли или не включили в формы отчётности.
Обязательно уточняйте:
Дополнительно укажите информацию, которая нужна пользователям отчётности для принятия экономических решений, не указанную в бухгалтерском балансе, отчёте о финансовых результатах, целевом использовании средств, изменении капитала, движении денежных средств.
Если у вас упрощённая система бухучёта, как минимум нужно указать, что бухгалтерская отчётность составлена согласно федеральным и отраслевым стандартам, привести информацию об учётной политике, а также иную существенную информацию о финансовом положении организации на отчётную дату.
Обязательных требований к форме нет. Например, можно подготовить текстовые пояснения к бухгалтерской отчётности или оформить их в виде таблиц. Можно ориентироваться на шаблон из Приложения № 8к стандарту — в нём есть образцы пояснений для каждого раздела баланса.
Пояснительная записка не входит в состав бухгалтерской отчётности. Организации могут прикладывать этот документ к бухгалтерскому балансу по желанию. Он представляет собой характеристику финансового положения компании в целом. В нём указывают дополнительную информацию для заинтересованных сторон: акционеров, кредиторов, потенциальных инвесторов.
В записке можно привести планы развития организации, предполагаемые капитальные и долгосрочные вложения, указать динамику важнейших финансовых показателей организации за определённый период. Или, например, предупредить вопросы налоговиков, ответив на них заранее.
Другими словами, в пояснительную записку можно включить любую информацию, которая подтвердит финансовую стабильность компании и продемонстрирует, что риски для инвесторов и кредиторов сведены к минимуму.
Из пояснительной записки должно быть ясно, что это дополнение к отчётности:
Записка может быть оформлена в любом виде. Допустимо использовать диаграммы, таблицы или просто текст.
С 2025 года пояснения к бухгалтерскому балансу должны составлять все организации.
Пояснение к бухгалтерскому балансу ежегодно сдаётся в ФНС вместе с бухгалтерской отчётностью.
Пояснения к балансу и пояснительная записка — это разные документы. Пояснительная записка дополняет отчёт, не будучи его частью. Там можно прописать планы по развитию компании, которые интересны инвесторам или партнёрам.